Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Организация и методы эмпирического исследования
Страница 1

Информация » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Организация и методы эмпирического исследования

Задачей этого этапа являлось исследование психологических особенностей развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в дошкольном учереждении. В исследовании приняло участие 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек), дошкольники подгоовительных групп в возрасте 6-7 лет.

Гипотеза

: существует значимая связь между характером взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками, его статусом в группе, с одной стороны, и развитием полоролевой идентичности, с другой.

Методы исследования:

Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовались методы: наблюдение, изучение гендерных установок (опросник Кагана), методика «Функционально – ролевая согласованность», социометрическая методика «День рождения», методы анализа и интерпретации полученных результатов.

Наблюдение:

Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей жизни.

Различают следующие виды наблюдения: кратковременное наблюдение и длительное (иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и как особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). В данном исследование было использовано кратковременное, внешнее, выборочное наблюдения, которое состоит в преднамеренном, систематическом целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Изучение гендерных установок у детей (полустандартизираванное интервью В.Е. Кагана)

Опросник это один из разновидностей тестов личности, предназначенных для измерения степени выраженности у индивида каких-либо личностных черт на основе количества определенных ответов на те или иные вопросы. Разработаны и широко применяются различные опросники для диагностики черт личности, видов мотивации, устойчивых психических и эмоциональных состояний, интересов и склонностей и др.

В данном исследование используется полустандартизированное интервью Кагана. Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. Опросник состоит из шести вопросов, три из которых открытого типа и три закрытого типа. С помощью данного опросника можно определить, правильность определения своего пола и половой роли у ребенка дошкольного возраста, освоение ролевых понятий и отношения изменения пола и половых ролей.

1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхологических ответов, когда ребенок повторяет последние слова, здесь в остальных вопросах первым называется то слово, который соответствует, полу испытуемого – например для мальчиков «дядя, муж, папа»);

2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь?

а) дядей или тетей;

б) мужем или женой;

в) папой или мамой;

3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

а) дядей или тетей;

б) мужем или женой;

в) папой или мамой;

4. Может быть, так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), проснешься девочкой (мальчиком)?

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

Страницы: 1 2 3


Барьеры, возникающие в процессе общения
Это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. К ним относятся: 1)барьеры понимания или непонимания; 2)барьеры социально - культурных различий; 3)невербальные барьеры; 4)барьеры социально - культурных различий; 5)барьеры отношений; 6)плохое слушание (неумение слушать). Возникновение ба ...

Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания.
Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к воз­никновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не облад ...

Теория трансакционного анализа
Многие проблемы межличностного общения можно объяснить, используя данную теорию, автор которой Э. Берн. В основе теории лежит внутреннее устройство психики человека, различные эго-состояния. Структура эго-состояния человека выглядит следующим образом: В каждый конкретный момент времени человек пребывает в одном из трех эго-состояний: ...