Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Организация и методы эмпирического исследования
Страница 1

Информация » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Организация и методы эмпирического исследования

Задачей этого этапа являлось исследование психологических особенностей развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в дошкольном учереждении. В исследовании приняло участие 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек), дошкольники подгоовительных групп в возрасте 6-7 лет.

Гипотеза

: существует значимая связь между характером взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками, его статусом в группе, с одной стороны, и развитием полоролевой идентичности, с другой.

Методы исследования:

Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовались методы: наблюдение, изучение гендерных установок (опросник Кагана), методика «Функционально – ролевая согласованность», социометрическая методика «День рождения», методы анализа и интерпретации полученных результатов.

Наблюдение:

Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей жизни.

Различают следующие виды наблюдения: кратковременное наблюдение и длительное (иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и как особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). В данном исследование было использовано кратковременное, внешнее, выборочное наблюдения, которое состоит в преднамеренном, систематическом целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Изучение гендерных установок у детей (полустандартизираванное интервью В.Е. Кагана)

Опросник это один из разновидностей тестов личности, предназначенных для измерения степени выраженности у индивида каких-либо личностных черт на основе количества определенных ответов на те или иные вопросы. Разработаны и широко применяются различные опросники для диагностики черт личности, видов мотивации, устойчивых психических и эмоциональных состояний, интересов и склонностей и др.

В данном исследование используется полустандартизированное интервью Кагана. Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. Опросник состоит из шести вопросов, три из которых открытого типа и три закрытого типа. С помощью данного опросника можно определить, правильность определения своего пола и половой роли у ребенка дошкольного возраста, освоение ролевых понятий и отношения изменения пола и половых ролей.

1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхологических ответов, когда ребенок повторяет последние слова, здесь в остальных вопросах первым называется то слово, который соответствует, полу испытуемого – например для мальчиков «дядя, муж, папа»);

2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь?

а) дядей или тетей;

б) мужем или женой;

в) папой или мамой;

3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

а) дядей или тетей;

б) мужем или женой;

в) папой или мамой;

4. Может быть, так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), проснешься девочкой (мальчиком)?

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

Страницы: 1 2 3


Жесты “рука – рука”
Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев бессознательным подражанием прикосновения со стороны других людей. Если мы касаемся своего собственного тела, то это всегда придает нам своеобразное чувство уверенности и защищенности. В напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, протягивать руку самому себе, складывая кис ...

Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога — необходимые условия для воспитания культуры поведения. Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит мно ...

Понятие "пограничные психические расстройства" в детско- подростковом возрасте
Проблема пограничных нервно-психических расстройств в связи с трудностью определения их границ и классификации до сих пор остается дискуссионной (Дмитриева Н.В., Морозов В.И., 1980; Захаров А.И.,1991; Ковалев В.В.,1995; Лебединский В.В., 1985; Чуркин А.А.,1995; Adler A., 1989; Alnwith M.D., Dlenar M.C., Waters E., Waters S., 1978; Bandu ...