Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном
возрасте. Организация и методы эмпирического исследованияСтраница 2
6. Знаешь ли ты, чем отличается мальчик от девочки? (Если вопрос не понятен можно задать уточняющие вопросы: мальчик и девочка – одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)
Методика «Функционально – ролевая согласованность»
[18]
Эта методика позволит узнать, как дошкольники представляют важность и необходимость (и тяжести!) выполнения привычных и неотложных функций и обязанностей – семейных ролей.
Мы сократили общепринятую классификацию семейных ролей до 5 позиций, доступных пониманию дошкольника. Приведем их описание:
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Данная роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния.
2. Хозяин – хозяйка. Реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т.п.
3. Ответственный за поддержание родственных связей. Данная роль включает участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками и содействие социальному становлению членов семьи.
4. Организатор семейного досуга. Исполнение этой роли направлено на формирование у членов семьи определённых культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений. Роль включает инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга.
5. Роль воспитателя. Данная роль включает в себя выполнение обязанностей связанных с формированием личности ребёнка
Именно эти пять ролей мы предложили использовать для определения особенностей полоролевой идентичности детей дошкольного возраста. Детям был задан вопрос: «Кто, муж или жена, должен в основном исполнять данную роль в семье?»
Методика «День рождения»
Ребенку предлагается на рисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать об раз праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места. Необходимо помнить, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», мы прикасаемся к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.
Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка).
— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки - это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой?
Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки — снежинку.
— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?
Имена детей записываются около кружка, а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос.
Возрастные особенности детей подросткового возраста, склонных к
дисгармоничному развитию личности
Подростковый возраст не случайно называют «сложным», «критическим», «кризисным». В этот период перехода от детства к взрослости происходит качественный скачок в развитии психики: осознание своей индивидуальности, становление устойчивого представления о себе («Я» – образ), формирование самопознания. Происходит как бы рождение личности че ...
Одежда
В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “Одежда делает человека” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направлени ...
Занятие 11
Тема. Учимся играя
Цель занятия: тренировка произвольного внимания и памяти; развитие произвольности и самоконтроля, развитие навыков позитивного социального поведения.
1. Введение.
Приветствие "Комплименты". Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Реб ...