Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Организация и методы эмпирического исследования
Страница 2

Информация » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Организация и методы эмпирического исследования

6. Знаешь ли ты, чем отличается мальчик от девочки? (Если вопрос не понятен можно задать уточняющие вопросы: мальчик и девочка – одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)

Методика «Функционально – ролевая согласованность»

[18]

Эта методика позволит узнать, как дошкольники представляют важность и необходимость (и тяжести!) выполнения привычных и неотложных функций и обязанностей – семейных ролей.

Мы сократили общепринятую классификацию семейных ролей до 5 позиций, доступных пониманию дошкольника. Приведем их описание:

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Данная роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния.

2. Хозяин – хозяйка. Реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т.п.

3. Ответственный за поддержание родственных связей. Данная роль включает участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками и содействие социальному становлению членов семьи.

4. Организатор семейного досуга. Исполнение этой роли направлено на формирование у членов семьи определённых культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений. Роль включает инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга.

5. Роль воспитателя. Данная роль включает в себя выполнение обязанностей связанных с формированием личности ребёнка

Именно эти пять ролей мы предложили использовать для определения особенностей полоролевой идентичности детей дошкольного возраста. Детям был задан вопрос: «Кто, муж или жена, должен в основном исполнять данную роль в семье?»

Методика «День рождения»

Ребенку предлагается на рисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать об раз праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места. Необходимо помнить, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», мы прикасаемся к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка).

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки - это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой?

Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки — снежинку.

— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена детей записываются около кружка, а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос.

Страницы: 1 2 3


Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе. Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»: • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. • Новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах). • Качественн ...

Основные психологические принципы, лежащие в основе психологического поведения
Принцип объективности. Данный принцип требует руководствоваться объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Принцип детерминизма . Этот принцип побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Принцип е ...

Физиологические основы внимания
С физиологической точки зрения внимание – это нервная деятельность определенного участка коры больших полушарий головного мозга, в данный момент и при данных условиях обладающего оптимальной (т.е. наилучший при данных обстоятельствах) возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии более или менее пониженной возбу ...