Заключение
Страница 1

Отечественная военная психология с первых дней своего существования ориентирована на глубокое познание закономерностей функционирования человеческой психики в условиях боя, на расширение поиска возможностей человека как бойца, как военного. Но военная среда должна состоять из здоровых людей. Поэтому первоочередной задачей на данном этапе участия России в локальных военных конфликтах, становится задача изучения и преодоления негативных психических и психологических последствий участия в боевых действиях.

Основным негативным последствием участия личности в военном конфликте является посттравматический стрессовый синдром, особое коварство которого заключается в том, что с годами у существенной части психотравмированных воинов он не сглаживается, а усиливается, выливаясь в асоциальное поведение, неврозоподобные реакции, соматические заболевания, таким образом, становясь уже предметом заботы не психологов, а медиков.

В нашей армии реадаптация и реабилитация начинается уже в районе боевых действий и предусматривает обеспечение психологами частей, ведущих боевые действия. По возвращении в мирную жизнь солдат вправе рассчитывать на реадаптационные мероприятия и полноценную комплексную реабилитацию, частью которой является психологическая реабилитация.

Психологическая реабилитация проводится в системе реабилитационных центров, где главное внимание психологи обращают на разработку индивидуальных программ реабилитации и их реализацию.

В нашей практике работы с военнослужащими, эффективней всего оказываются консультативные мероприятия и групповые коррекционные занятия с военнослужащими.

Нами используются различные методы и техники консультирования и коррекционной работы: рациональная терапия, музыкальная терапия, психотерапия светом и цветом, обучение военнослужащих самомассажу и саморегуляции, групповые занятия, предусматривающие аутотренинг и релаксацию. Мы широко практикуем тренинг социальных навыков и умений, элементы психотерапевтических групп.

По нашему мнению эффективность групповой и индивидуаьной работы существенно зависит от того, какую позицию занимает психолог, как он относится к военнослужащему. Речь идет не плохом или хорошем отношении, а о глубоком понимании другого человека как способного или неспособного к саморазвитию, самореализации, к изменению самосознания, интеграции своего опыта. Наиболее существенные результаты появляются в работе тогда, когда психолог видит в ПТСР не корень проблем и бед, а возможность для военнослужащего перерасти самого себя, стать сильнее. Понимание того, что ПТСР возникает при недостатке личностных ресурсов, недостатке развития личности, открывает хорошую перспективную возможность для преодоления ПТСР.

Приложение 1

Способы психологической поддержки военнослужащего в бою

Название групп способов

Содержание способов психологической поддержки

коммуникативные

Вербальные: а) доведение до военнослужащих мобилизующей информации, убеждение по типу: «Мы справлялись и не с такими задачами, справимся и с этой» б) внушение по типу: «Ты справишься с этим! У тебя достаточно сил!» в) подкрепление по типу «Молодец!», «Орел!», «Так держать!» г) психологическое заражение по типу «Мужики мы или нет?» д) шутки, приказы, угрозы и др.

Визуальные: контакт глазами, одобряющие мимика, жесты.

Тактильные: прикосновение, пожатие руки, похлопывание по плечу, встряхивание и др.

Эмоциональные: нахождение рядом с нуждающимся в поддержке в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка.

Личный пример: активных и решительных действий.

Поддержка действием: угощение сигаретой, водой, огоньком и др.

Побуждение военнослужащего выполнить один из экспресс-приемов психической саморегуляции, основанных на изменении типа дыхания, тонуса скелетной мускулатуры.

Организационно-деятельностные

Прекращение или ослабление интенсивности действия психотравмирующих факторов боевой обстановки – вывод военнослужащего в безопасное место, ликвидация или блокирование источников травматизации.

Предупреждение контактов военнослужащего с деморализованными лицами.

Твердое управление действиями подчиненных, отвлечение их от психотравмирующих факторов, постановка четких задач на продолжение боевых действий.

Перестановка военнослужащих, усиливающая положительный эффект влияния на нуждающихся.

Седативные средства в малых дозах и в крайнем случае при неуемном треморе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Своеобразие сюжетно-ролевых игр. Структура сюжетно-ролевой игры
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Сюжетн ...

Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Жан Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий. Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии ...

Введение.
Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность(2,3). Нам бы хотелось подчеркнуть актуальность применения сказки как проективной методики в работе со взрослыми, так как сказка занимает не ...