Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР
Страница 3

Информация » Коррекция мышления трудовой деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста » Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР

Недостаточная готовность ребенка к школе приводит к необходимости пропедевтической работы как в первоначальный период его обучения, так и в дальнейшем - при изучении наиболее сложного учебного материала. Это выражается в том, что учитель намечает строгую последовательность в работе с учеником, предусматривающую постепенное возрастание трудностей. Так, при обучении резанию ножницами сначала отрабатывается навык резания бумаги по прямым линиям, затем по незначительно изогнутым линиям, потом дети учатся скруглять углы прямоугольных фигур и, наконец, переходят к вырезыванию криволинейных форм. Работа требует детального объяснения и тренировочных упражнений.

В качестве примера постепенного усложнения заданий можно привести также и обучение анализу образца. Зная особенности данного умственного действия у детей с задержкой психического развития, учитель начинает обучение с анализа наиболее простых объектов с меньшим количеством признаков, которые могут свободно вычленяться детьми. На последующих уроках - по мере овладения учеником этой операцией - требования к анализу образца будут возрастать.

Постепенность усложнения учебного материала является одним из основных условий развития самостоятельности учащихся. Учитель должен быть ориентирован на использование потенциальных возможностей ученика, должен хорошо понимать, что ребенок может усвоить сегодня и на что он будет способен завтра. Это поможет учителю избежать частых подсказок, уйти от желания дать учащемуся готовое решение. Нужно предоставить самому ребенку возможность подумать, собраться с мыслями, не спешить, чтобы не допустить ошибочного ответа. Иногда для получения правильного ответа достаточно лишь организовать внимание ученика или помочь ему наводящим вопросом [13].

Особенности психофизического развития учащихся с трудностями в обучении выдвигают задачу активизации их познавательной деятельности. В этом плане важное значение имеют вопросы, которые учитель ставит перед учениками на различных этапах работы, побуждая их к высказываниям. Вопросы должны быть тщательно продуманы и подготовлены заранее. Они могут быть составлены таким образом, чтобы в них уже содержалась часть ответа. При этом нужно помнить о том, что ребенок может неточно выразить мысль, неверно употребить слово, допустить ошибку в грамматическом оформлении фразы. Поправляя ученика и указывая на ошибочность его ответа, нужно в то же время поддержать его желание высказаться, не дать ему почувствовать свою несостоятельность.

На этапе анализа образца вопросы учителя помогают учащемуся точно, последовательно и полно анализировать объект. В поисках ответов он учится активно думать, рассуждать, доказывать. Так, при сборке изделий из деталей конструктора ученик отвечает на вопросы, из каких деталей состоит данное изделие, сколько их, есть ли одинаковые детали по размеру и названию, есть ли детали одинаковые по названию, но разные по размеру, каково их количество.

Стимулирующими для развития мыслительных операций являются вопросы, которые требуют сравнения двух похожих, но не тождественных предметов или их изображений. Например, при изготовлении аппликации «Автобус» учитель предлагает сравнить автобус с троллейбусом. Ученик, отвечая на вопросы, должен вычленить как общие признаки данных объектов, так и те, по которым они отличаются друг от друга. Такой вид работы вызывает у учащихся большой интерес, особенно если сравниваемые и анализируемые объекты умело подобраны. Также полезны вопросы о том, какую геометрическую форму имеет рассматриваемый предмет или его деталь. Существенным является вопрос «Почему?», позволяющий установить причинно-следственные связи [25].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Пол генетически обусловлен, и некоторые полагает, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертами личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отли ...

Воображение
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать ...

Двигательные тики. Симптомы и факторы возникновения тикозных гиперкинезов
Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы, представляющие собой внезапные непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся, варьирующиеся по интенсивности движения, охватывающие различные мышечные группы. По различным литературным источникам, тики встречаются у 4-7% д ...