Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР
Страница 3

Информация » Коррекция мышления трудовой деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста » Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР

Недостаточная готовность ребенка к школе приводит к необходимости пропедевтической работы как в первоначальный период его обучения, так и в дальнейшем - при изучении наиболее сложного учебного материала. Это выражается в том, что учитель намечает строгую последовательность в работе с учеником, предусматривающую постепенное возрастание трудностей. Так, при обучении резанию ножницами сначала отрабатывается навык резания бумаги по прямым линиям, затем по незначительно изогнутым линиям, потом дети учатся скруглять углы прямоугольных фигур и, наконец, переходят к вырезыванию криволинейных форм. Работа требует детального объяснения и тренировочных упражнений.

В качестве примера постепенного усложнения заданий можно привести также и обучение анализу образца. Зная особенности данного умственного действия у детей с задержкой психического развития, учитель начинает обучение с анализа наиболее простых объектов с меньшим количеством признаков, которые могут свободно вычленяться детьми. На последующих уроках - по мере овладения учеником этой операцией - требования к анализу образца будут возрастать.

Постепенность усложнения учебного материала является одним из основных условий развития самостоятельности учащихся. Учитель должен быть ориентирован на использование потенциальных возможностей ученика, должен хорошо понимать, что ребенок может усвоить сегодня и на что он будет способен завтра. Это поможет учителю избежать частых подсказок, уйти от желания дать учащемуся готовое решение. Нужно предоставить самому ребенку возможность подумать, собраться с мыслями, не спешить, чтобы не допустить ошибочного ответа. Иногда для получения правильного ответа достаточно лишь организовать внимание ученика или помочь ему наводящим вопросом [13].

Особенности психофизического развития учащихся с трудностями в обучении выдвигают задачу активизации их познавательной деятельности. В этом плане важное значение имеют вопросы, которые учитель ставит перед учениками на различных этапах работы, побуждая их к высказываниям. Вопросы должны быть тщательно продуманы и подготовлены заранее. Они могут быть составлены таким образом, чтобы в них уже содержалась часть ответа. При этом нужно помнить о том, что ребенок может неточно выразить мысль, неверно употребить слово, допустить ошибку в грамматическом оформлении фразы. Поправляя ученика и указывая на ошибочность его ответа, нужно в то же время поддержать его желание высказаться, не дать ему почувствовать свою несостоятельность.

На этапе анализа образца вопросы учителя помогают учащемуся точно, последовательно и полно анализировать объект. В поисках ответов он учится активно думать, рассуждать, доказывать. Так, при сборке изделий из деталей конструктора ученик отвечает на вопросы, из каких деталей состоит данное изделие, сколько их, есть ли одинаковые детали по размеру и названию, есть ли детали одинаковые по названию, но разные по размеру, каково их количество.

Стимулирующими для развития мыслительных операций являются вопросы, которые требуют сравнения двух похожих, но не тождественных предметов или их изображений. Например, при изготовлении аппликации «Автобус» учитель предлагает сравнить автобус с троллейбусом. Ученик, отвечая на вопросы, должен вычленить как общие признаки данных объектов, так и те, по которым они отличаются друг от друга. Такой вид работы вызывает у учащихся большой интерес, особенно если сравниваемые и анализируемые объекты умело подобраны. Также полезны вопросы о том, какую геометрическую форму имеет рассматриваемый предмет или его деталь. Существенным является вопрос «Почему?», позволяющий установить причинно-следственные связи [25].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Различные подходы к изучению проблемы способностей.
Формирование и развитие современного психологического учения о способностях начинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психология как самостоятельная наука. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в ходе жизни л ...

Медицинские аспекты гэмблинга
Исследователи из Мичиганского университета установили, что во время игры мозг оценивает ее результаты в течение четверти секунды и мгновенно принимает решение, продолжать ли игру, делать ли следующую ставку. Процесс принятия решений происходит автоматически, бессознательно. Причем каждый раз, когда мозг оценивает результат предыдущей иг ...

Психосоматические реакции
Психосоматическое симптообразование в психоанализе интерпретируется как защита от конфликтов. Возникновение и течение психосоматических заболеваний мы понимаем здесь в виде реакции на раздражитель в следующих видах: эмоция, вегетативное разрегулирование, функциональное нарушение, морфологическое изменение. Некоторые из психосоматических ...