Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР
Страница 1

Информация » Коррекция мышления трудовой деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста » Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР

Трудовое обучение требует от учащихся начальных классов умения произвольно организовывать свою деятельность, достаточного уровня развития моторики - определенной сформированности основных мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения. Кроме того, оно требует словесной регуляции деятельности, умения планировать работу, осуществлять самоконтроль.

Необходимым условием выполнения любого трудового задания являются умственные действия, придающие труду характер целесообразной, осмысленной деятельности, свойственной только человеку. К таким действиям относятся, прежде всего, анализ (объекта) и сравнение (одного объекта с другим или несколькими). Умению ребенка наблюдать, всесторонне рассматривать наглядный материал, проводить действие сравнения придавал исключительно большое значение К. Д. Ушинский. Связывая обучение сравнению с умственным развитием ребенка, он призывал «беспрестанно учить детей сравнивать». Без сравнения не" может осуществляться действие самоконтроля, ибо в его основе лежат сличение, сопоставление выполняемой работы с заданным образном [26].

Специальное изучение умения анализировать объекты младшими школьниками показывает, что дети с задержкой психического развития выделяют в объекте меньше признаков, чем нормально развивающиеся сверстники; для них также характерны непланомерность анализа (при перечислении признаков ребенок не придерживается какого-либо определенного плана и характеризует объект то с одной, то с другой стороны) и импульсивность осуществляемой деятельности. Выполняя трудовое задание по образцу, дети не умеют должным образом рассматривать его, ограничиваются лишь беглым осмотром и сразу приступают к изготовлению изделия. Призывы учителя к внимательному рассматриванию образца оказываются малоэффективными. На этом этапе деятельности многие учащиеся переоценивают свои возможности, то есть они уверенно отвечают на вопрос учителя, что справятся с предложенным заданием. Необдуманность деятельности и слабая ориентировка в задании приводят ко многим ошибочным действиям, большинство из которых дети не исправляют. Аналогичная картина наблюдается и при сравнении объектов. Зачастую ребенок затрудняется в вычленении сопоставляемых признаков, по которым должно осуществляться данное умственное действие, не сравнивает поэтапно выполняемую работу с заданным образцом. В итоге изготовленные им изделия значительно отличаются от образца (по размерам и количеству деталей, по их взаиморасположению и т. п.).

Недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности детей проявляется при выполнении ими аппликационных работ по наглядному образцу и особенно при конструировании по различным видам плоскостного образца, в том числе по не полностью расчлененному рисунку. Выполнение заданий на конструирование, всегда связанное с воссозданием объекта из готовых деталей, выявляет особенности образного мышления детей этой категории, недостаточную подвижность их зрительного анализа.

Отставание в формировании умственных действий проявляется также в том, что дети затрудняются правильно вычленять этапы предстоящей работы, четко устанавливать их последовательность, представлять себе свои будущие действия и их результат. Иными словами, их затрудняет планирование предстоящей трудовой деятельности. Слабо развитыми оказываются и навыки самоконтроля - отсутствует потребность самопроверки выполняемой работы. При оценивании своей работы дети не анализируют полученный результат, не сопоставляют его с образцом и часто дают ему завышенную оценку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Современное состояние проблемы пограничных психических расстройств у детей, находящихся в условиях семейной депривации (анализ литературных данных)
Актуальность исследований пограничных психических расстройств определяется их широкой распространенностью у детей и подростков в амбулаторной практике психиатров, педиатров, школьных психологов и других специалистов, работающих в области психического здоровья детей и подростков (Белов В.П., 1983; Горохов В.И., 1979; Горюнова А.В., Кудри ...

Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе
Адаптация- феномен психологии личности. Адаптация представляет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой. Основная цель самораскрытия личности в начальный период адаптации заключается в сохранении соб ...

«Трудные дети» в школе и учебной деятельности.
Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность отреагирования психической напряженности; обеспечение условий от вредных привычек; переключение интересов ...