Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР
Страница 2

Информация » Коррекция мышления трудовой деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста » Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР

Особенности планирования и контрольно-оценочных действий детей связаны с недостаточной регуляцией их деятельности речью [47].

Так известно, организующая роль речи проявляется в том, что речь направляет и регулирует деятельность, способствует ее точности и осмысленности. Дети с задержкой психического развития затрудняются в правильном описании предложенного образца, в рассказе о выполняемой или предстоящей работе, в словесном отчете об уже сделанном. Высказывания учащихся часто формулируются схематично, при этом выявляются присущие детям нечеткость и ограниченность словарного запаса, малая вариативность грамматических форм, трудности в правильном оформлении связного высказывания. Например, рассказывая, как он будет выполнять работу (после предварительного разбора совместно с учителем), ученик говорит: «Надо сначала здесь сложить, потом это согнуть, а здесь вот отрезать. А здесь подклеить» (при этом он все показывает руками). Дети затрудняются в употреблении нужных слов заменяют одни слова другими. Так, при изготовлении елочной гирлянды вместо слова кольцо говорят «фонарик», «кружок», «шарик», вместо надрезать - «отрезать», «разрезать».

Поэтому при обучении детей с задержкой психического развития следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления, обусловленные большой неоднородностью этой группы учащихся и неравномерным развитием у них отдельных психических функций.

Большое значение для коррекции учебной деятельности детей имеют вопросы культуры труда и организации рабочего места. С первых дней обучения особое внимание следует обратить на воспитание умения готовить к уроку рабочее место и содержать его в порядке, правильно располагать необходимые для данного вида работы инструменты, приспособления и материалы, класть их в процессе работы на свои места.

Культура труда проявляется также в умении экономно расходовать материалы и находить рациональные приемы работы. Эффективным приемом обучения является предварительная разметка мелом на доске. В этом случае учитель рисует на доске формат материала (например, листа бумаги), а ученик показывает мелом, как он будет потом размечать нужную деталь на своем рабочем месте. Также целесообразно подготовить такое задание, где на все детали дается строго определенное количество материала. Ученика предупреждают о том, что материала должно хватить только при условии экономно проведенной разметки [11].

При выработке у учащихся организационных умений и навыков, а также при обучении их правилам безопасной работы и гигиены труда необходимо помнить, что однократных, от случая к случаю, показов правильных приемов работы и требований к ее проведению совершенно недостаточно — нужна систематичность.

В работе по организации деятельности и преодолению импульсивности существенное место отводится воспитанию у учащихся привычки предварительно обдумывать задание, не приступать сразу к исполнительским операциям. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, которые требуют предварительного определения мест прикрепления отдельных частей (деталей), а также соблюдения последовательности операций. У учащихся вырабатываются навыки организованности, умение действовать по заранее составленному плану.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Малая колеблемость уровня функции
Многие виды деятельности связаны с многократным воспроизведением одного и того же движения с сохранением к нему прежних требований (максимальная сила, или быстрота, или точность). Однако исследования показали, что любая функция даже на максимуме обнаруживает колебания своей величины. Какова же эта колеблемость при оптимальном состоянии ...

Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы дейс ...

Заключение.
Личность - это сознательный индивид (Б.Г. Ананьев) в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных ролей. С позиций системного подхода деятельность и поведение личности рассматривается как динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью, в которой выделяют три основные подси ...