Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР
Страница 5

Информация » Коррекция мышления трудовой деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста » Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с ЗПР

Затруднения детей с задержкой психического развития в осуществлении умственных действий, а также значение умения производить эти действия не только для уроков труда, но и для обучения в целом, ставят вопрос о необходимости его формирования с самых первых уроков труда.

Прежде всего, нужно помочь ученику научиться правильно анализировать образец, овладеть способом анализа, последовательностью этой операции. Он должен указать все необходимые характеристики образца - части, детали, признаки. Должен отметить и расположение деталей относительно друг друга, т. е. определить их пространственные характеристики. Следует учить детей пользоваться измерительными операциями, так как, измеряя объект, они начинают более тщательно его анализировать. При обучении анализу учитель сначала ставит перед учеником определенные вопросы (о них говорилось выше), корригируя его ответы и добиваясь максимальной его активности, а затем ученик должен описать объект самостоятельно [41].

В случае затруднений учитель помогает учащемуся, но, в конечном счете, требует от него полного и правильного самостоятельного анализа.

Выработке умений целенаправленно рассматривать образец, выделять и описывать все его признаки способствуют такие задания, где ученик должен полностью копировать образец, добиваться точного совпадения с ним своего изделия. Учитель требует от учащегося выполнения, например, точно такой же закладки для книги или точно такой же елочной гирлянды, какая предложена в качестве образца. Для этого могут быть использованы различные аппликации, плетеные коврики, несложные изделия из деталей «Конструктора» и т. п. Осуществлять вариации основного задания (внесение дополнений по замыслу и др.) следует разрешать детям лишь тогда, когда умение анализировать образец и действовать по нему будет уже сформировано - иначе их внимание может рассредоточиваться, деятельность станет менее целенаправленной (и управляемой), и в выполненных изделиях могут отсутствовать существенные признаки образца.

Точности и полноте анализа способствует сопровождение его речью. Без умения ученика правильно обозначать отдельные части, детали, признаки образца и четко излагать свои мысли указанное умственное действие не может осуществляться правильно. Поэтому на уроках труда учитель должен специально отрабатывать с учащимися значения слов, терминов, необходимых для описания образца, и следить за правильностью грамматического оформления их высказываний [26].

Обучение учащихся выполнению подобных заданий способствует не только развитию основных мыслительных операций, но и формированию процессов воображения и предвосхищения, которые у детей с задержкой психического развития сформированы недостаточно, а вместе с тем имеют большое значение для обучения в целом.

При обучении анализу образца нужно предусмотреть затруднения детей в одновременной ориентировке на два (и более) признака объекта и специально учить их этому. Дети должны научиться правильно выполнять соответствующие инструкции, показывать, например, «правый верхний угол» (при изготовлении конверта и других поделок), «прямоугольник желтого цвета шириной в 2 см и длиной в 10 см» (в различных аппликациях).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Приложения
Основные критерии мотивов (по группам испытуемых, в %) № п/п Категория Группа A B C 1. Отношение к будущему - ожидание каких либо перемен - заботы о здоровье - беспокойство о родственниках - бытовые проблемы - ожидание достижений - ожидание трудностей - интерес к проблемам общества - отсутствие ожидан ...

Результаты работы
На протяжении пяти месяцев мной наблюдался дошкольник сре6дней группы детского сада № 2 «Светлячок» города Вятские Поляны Бабушкин Никита. На начало года у Никиты был ярко выражен вид агрессии – физическая агрессия. К концу учебного года в поведении мальчика произошли резкие перемены. Он стал более спокойным, уравновешенным. В группе б ...

Опытно-экспериментальная работа по исследованию сюжетно-ролевой игры как фактора развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий этап исследовательской раб
Опытная-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста Арзамасцевского ДОУ. Гипотеза : Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и кос ...