Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии
Страница 3

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Кантор Н. рассмотрел феномен ожидания с точки зрения психологии социальных ситуаций [16, с.212-216]. "Люди ожидают, что определенные типы поведения происходят в определенного типа ситуациях, что определенные типы людей оказываются в определенных ситуациях и что определенные физические и социальные структуры могут быть встречены в специфических ситуациях". Например, Прайс и Буффард обнаружили, что люди воспринимают некоторые ситуации как довольно ограничивающие с точки зрения ожидания типов поведения (например, церковь или интервью при приеме на работу), а другие ситуации (например, парк или собственная комната) как относительно свободные от ожиданий. Существенная часть согласованного знания о ситуациях является набором физических, атмосферных, диспозиционных ожиданий. Они включают детали о наиболее соответствующем поведении в ситуации, чувствах, связанных с "пребыванием в ситуации", и типичные реакции и поведение других в ситуации. Очень многие люди очень внимательны к внешней среде в поисках сигналов для социально соответствующего поведения в социальных интеракциях.

Такими "сигналами" от людей в системе межличностных отношениях могут выступать сложившиеся стереотипы, конформные требования, полоролевые представления, выражение симпатии. Рассмотрим следующее мнение, которое высказал Аронсон Э. о взаимосвязи перечисленных выше феноменов и ожиданий [1].

"Стереотипы направляют наши ожидания. К примеру, каждое из приведенных ниже слов, вероятно, вызовет весьма определенные ситуации: университетский профессор, девушка на вечеринку, расист, либеральный демократ. Стоит только категоризировать какого-то человека или событие, используя одно из приведенных слов или словосочетаний, в качестве противостоящего другим, как мы начинаем на основе соответствующих стереотипов строить ожидания по поводу наших будущих взаимодействий. Предположим, кто-то заходит в ресторан и мысленно относит его к категории "бар", а не к категории "респектабельное заведение, где можно хорошо поесть". Теперь, раз уж ошибочно классифицировал данное заведение и взял на вооружение неверный сценарий, он будет воспринимать окружающее и вести себя не так, как вел бы себя в ресторане, и, наверное, это будет выглядеть весьма глупо. Ожидания, создаваемые с помощью стереотипа, могут значительно влиять на наш образ мыслей и на наши суждения". [1, с.159]

Взаимосвязь ожиданий и конформности состоит в том, что "желая сохранять хорошее отношение к другим людям, мы стараемся соответствовать их ожиданиям".[1, с.44] Таким образом, группа людей и человек предъявляют какие-то требования к своим членам, если не соответствовать им, то группа отвергнет этого члена. Поэтому желание иметь хорошие отношения с группой, контакты, провоцируют субъекта вести себя, как требуют правила этой группы. Выходит, что если субъект ведет себя, так как ожидает от него группа, то он проявляет конформность. Не отвечать ожиданиям означает проявление неконформности. В этой взаимосвязи конформность является следствием влияния ожиданий.

Следующий аспект изучения ожиданий рассмотрим с точки зрения Леонтьева А.Н.

По мнению Леонтьева ожидания в структуре личности выступают в виде ролей. "По широко распространенному определению, "роль" - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурированный способ его участия в жизни общества. Личность и представляет собой не что иное, как систему усвоенных (интернализированных) "ролей". В социальной группе, которая образует семью, это "роль" сына, отца и т.д.; на работе - "роль", скажем, врача или учителя. В неопределенных ситуациях "роль" тоже возникает, только в этом случае в "роли" гораздо больше проявляются черты архитипа и индивидуально приобретенного опыта. Каждый из нас, разумеется, принимает на себя те или иные социальные функции и в этом смысле - "роли". Однако идея прямого сведения личности к совокупности "ролей" является неправильной. "Роль" - не личность, а, скорее, изображение за которым она скрывается". [8, с.170] Таким образом, мы представляем как человек "должен играть свою роль" и ожидаем от него соответствующего поведения. Понятия роли и ожидания тесно связаны.

Этот взгляд подтверждает и Аронсон Э. в приведенных примерах. [1,с.324-325] В общественном сознании сложились понятия по поводу поведения мужчин и женщин, выполнению роли в семейной жизни, в работе. Такие ожидания организуют межличностные отношения, делают их структурированными и понятными.

"Социальные ожидания как важнейший элемент массового сознания представляют собой мощный регулятор жизнедеятельности общества, поскольку их содержание отражает сравнительно устойчивые, долговременные состояния общественного духа. Социальные ожидания из числа наиболее распространенных и устойчивых, характеризуются нормативностью, то есть заключают в себе момент активного давления, требования определенных действий от участников взаимодействий. Социальные санкции, являясь средством социального контроля, поддерживают существование социальных ожиданий в виде норм. Такие социальные ожидания и обозначаются термином "экспектации", где особо подчеркивается момент нормативности. Ожидания могут формироваться в отношении не только субъектов внутри группового взаимодействия, но и субъектов иных уровней: общества в целом, государства или отдельных его институтов, классов, партий, движений и т.п. Предметом ожиданий могут выступать межличностные, общественные явления и процессы, проблемы войны и мира, политические и культурные события, экономические реформы и прочее. Ожидания складываются и в связи внеобщественными, природными явлениями. Мир ожиданий столь же разнообразен, как разнообразна в своих проявлениях сама жизнь". [19, с.150-154]

Страницы: 1 2 3 4 5


Особенности психологических технологий профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте
В настоящее время в Законе об образовании России предусмотрены следующие уровни профессионального образования и обучения: допрофессиональное трудовое обучение и воспитание, обеспечивающее мотивационную готовность и операциональную подготовленность к труду и выбору профессии; начальное, среднее, высшее профессиональное образование, на ка ...

Агресивные проявления детей как предмет исследований в современной психологии. Феномен агрессивного поведения с точки зрения совремннной психологии.
В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов. Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе приемущественно инстинктивное: агрессия возникает потому, что чело ...

Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. ...