Основные принципы и содержание психологической диагностики и коррекции школьной адаптации младших школьников
Страница 1

Информация » Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене » Основные принципы и содержание психологической диагностики и коррекции школьной адаптации младших школьников

Исходя из вышеописанного феномена школьной адаптации, его основных проявлений, психологической структуры, механизмов формирования, можно утверждать, что эффективная коррекционная и профилактическая работа в этой области невозможна без точного диагноза. Речь должна идти не сколько о медицинском, нозологическом диагнозе, сколько о диагнозе функциональном, основанном на правильном выделении первичных и вторичных дефектов, определении степени и качества имеющихся у ребенка нарушений, учета тех индивидуальных или преморбидных свойств его личности, наличие которых затрудняет процесс адаптации, а так же тех компенсаторных образований, защитных реакций и измененных сторон психики, которые возникают под действием психотравмирующих факторов. [16]

Для того, чтобы оказать эффективное содействие процессу адаптации учащимся младших классов в среднем звене мы должны знать каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю. Согласно анализу психолого-педагогической литературы можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.

2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).

3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.

4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.

5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. Результаты обследования сравниваются с содержанием нормативных показателей развития, и их соответствие или несоответствие будет показывать, как протекает процесс адаптации к новой социальной ситуации.

Диагностический этап в работе с учащимися имеет сложное содержание и начинается уже во время окончания ими начальной школы. Основной диагностической задачей является выявление мотивационной, интеллектуальной и социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу. Одновременно следует обобщить полученные показатели по каждому классу в целом.

Психолого-педагогический опыт показывает, что классы отличаются друг от друга предпочтением учебных дисциплин, особенностями мотивационной и степенью сформированности интеллектуальной сферы, в том числе по отдельным мыслительным операциям, а также уровнем тревожности, степенью сформированности коллектива класса, а также ожиданиями относительно стиля взаимоотношений между учащимися и педагогами.

Так как диагностические исследования целесообразно проводить во второй половине года - в феврале или марте. В исследовании можно использовать тесты на изучение структуры умственных способностей, продуктивных возможностей интеллекта и соответствующие опросники по социально-психологической готовности учащихся. Например, можно обратиться к тесту Амтхауэра по диагностике общих умственных способностей для данного возраста, а также прогрессивным матрицам Равена. Оправдано одновременное использование двух методик для получения более достоверных результатов ( при этом полученные результаты необходимо перевести в единую систему единиц, например, в IQ или в процентах от норматива). Для изучения эмоциональной и мотивационной готовности детей к средней школе обращаются к методике незаконченных предложений, тест у школьной тревожности Филлипса, анкетам для оценки уровня и содержания школьной мотивации учащихся, рисуночным проективным методикам

Страницы: 1 2 3 4


Комплексная сказкотерапия. Структура комплексной сказкотерапии.
Комплексная сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности; развития творческих способностей, адаптивных навыков; совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром. В структуру комплексной сказкотерапии в технологической последовательности входят пять блоков: 1. Блок психологи ...

Экспериментальные исследования социальной фацилитации и ингибиции
Впервые социальная фасилитация была зафиксирована и описана еще в конце XIX века (В.М. Бехтерев, Ф. Олпорт, Л.В. Ланге и др.). Одним из случаев выявления феномена социальной фасилитации была ситуация, зафиксированная наблюдателями на велосипедном треке. Оказалось, что вне зависимости от оговоренных с тренером тактических планов борьбы з ...

Характеристика типов темперамента и уровня личностной тревожности
Полученные результаты по опросникам Г. Айзенка и Спилбергера представлены в таблице 4. Таблица 4 Тип темперамента и уровень личностной тревожности испытуемых курс Свойство Пол Э Н И ЛТ 1 М n=7 11.86± 1.42 12.71± 1.7 2.571± 0.39 44.29± 2.97 Ж n=35 12.4± 0.62 13.83± 0.73 2.48 ...