Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Страница 1

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю

Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения мотивация обучения сильно снижается или совсем пропадает практически у всех детей, и они часто продолжают учиться лишь под давлением родителей и педагогов или с целью поступления в вуз. Проблема формирования школьной мотивации особенно сложна для детей с различного рода задержками или особенностями развития. При этом, если в начальной школе еще возможно справиться с сопротивлением таких детей и дисциплинарными мерами заставить их учиться, то к средней школе они все активнее проявляют свой протест, который может принимать формы асоциального поведения: дети бросают школу, уходят из дома, совершают кражи и другие асоциальные поступки [14, с. 136-137].

Важнейшими предпосылками такого положения часто являются определенные психологические недоразвития детей, возникшие в силу биологических вредностей, а также недостаточной стимуляции их развития на предшествующих возрастных этапах. Другой важнейшей предпосылкой дезадаптации часто является несформированность учебной мотивации, что может быть обусловлено отсутствием соответствующих ожиданий и социальной востребованности успехов детей, а также недостатком своевременной и адекватной помощи взрослых. Результатом этого является формирование неэффективных защитных реакций у детей и их учебная и социальная дезадаптация.

В зависимости от социальных условий жизни ребенка и его индивидуальных особенностей различают разные уровни дезадаптации:

1. В наиболее неблагоприятных условиях при отсутствии заинтересованности в ребенке значимых взрослых — родителей и учителей, которые не могут или не хотят оказать ему помощь при наличии у него серьезных недоразвитии, у ребенка формируется низкая самооценка, закрепляется опыт неудач и происходит потеря смысла, обучения и развития. В этом случае наблюдается явная дезадаптация, что проявляется в плохой успеваемости, трудностях общения и часто сопровождается отказом ребенка от обучения — отказ от подготовки уроков, посещения школы. Иначе говоря, такие дети так или иначе выпадают из процесса обучения.

2. В более легких случаях дезадаптации дети могут не выпадать из процесса обучения и, по их собственной оценке, у них «все нормально». Но часто для них учеба — тяжкий и неинтересный труд, они сильно устают, при посещении школы у них нет направленности на обучение, а их интересы связаны, в основном, с развлечениями и общением, которое они сами неспособны организовать. У таких детей обычно не сформированы цели и интересы, нет ожидания собственных успехов, они не умеют планировать свою деятельность — они скучают. Именно поэтому эта категория детей так подвержена любым асоциальным влияниям [22, с. 77].

3. И, наконец, есть и «хорошие» дети, которые радуют взрослых хорошими оценками. Кажется, что они заинтересованы в своих учебных успехах, часто поощряются взрослыми, но при этом боятся ошибок и неудач и реализуют не свои цели, а ожидания и пожелания родителей и учителей. Порой такие дети учатся на пределе своих возможностей, сильно истощаются, но этого не замечают взрослые. Напротив, малейшие попытки обсуждения психологом трудностей таких детей встречают их яростное сопротивление. Для таких детей характерны периодические срывы — родители вдруг замечают резкое падение успеваемости, увеличение соматических заболеваний, депрессии, которые могут возникнуть как при переходе ребенка из младшей школы в среднюю, так и в средней или даже в старшей школе. В этом случае можно говорить о скрытой дезадаптации, когда дети ведомы взрослыми и несамостоятельны, они реализуют цели, усвоенные от взрослых, но не ставшие собственными, и сильно истощаются, часто не осознавая этого.

В каждом из описанных случаев дезадаптации детей родители обычно растерянны, поскольку большинство из них недостаточно информированы о возрастных особенностях детей и характерных тенденциях их развития в современных условиях. Часто они не понимают специфических трудностей своего ребенка, ориентируясь лишь на собственный опыт в детстве и не учитывая ни типических особенностей ребенка, ни новых социальных условий его развития. При этом, в зависимости от материального и культурного уровня родителей и принятого в семье стиля родительского воспитания, можно выделить следующие основные варианты реагирования родителей на трудности адаптации ребенка в школе:

Страницы: 1 2 3


Манипулятивное общение
Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляци ...

Особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий
Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношен ...

Профилактика стрессов
Этот аспект деятельности валеолога включает следующие принципы. 1. Повышение устойчивости к психическому стрессу. Сюда относится так называемая превентивная концептуализация, заключающаяся в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружении его соответствующей философией, а также приобретение навыков у ...