Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Страница 2

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю

1. Первый вариант реагирования состоит в том, что родители стараются не замечать проблем и трудностей ребенка. Это вариант гипоопеки, когда родитель предоставляет ребенку самому решать собственные проблемы, справляться с трудностями и оставляет его без помощи. Часто это сопровождается отсутствием необходимого контроля деятельности ребенка со стороны взрослого, что может приводить к ситуации вседозволенности для ребенка, а иногда проявляется и в форме безнадзорности. Именно в этом случае ребенок предоставлен себе, не получает необходимой поддержки и не ощущает своих перспектив, поскольку у родителей часто отсутствуют соответствующие ожидания и планы относительно будущего ребенка.

2. Другой возможной реакцией является гиперопека, когда родитель, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, усиливает давление и контроль за ним без учета его реальных возможностей. В этом случае ребенок «зарегулирован» навязанными родителями правилами и режимом, может часами сидеть за уроками, но не заинтересован в результате, т.к. истощен и не верит в свои возможности, а реализует лишь цели и планы родителей.

3. Еще одна возможная реакция родителей на трудности ребенка связана с постоянным проявлением сочувствия ему со стороны родителя, желающего облегчить ситуацию своего ребенка, защитить его от неприятностей и порадовать. В этом случае родитель следует всем капризам ребенка, пытается все сделать за него, не выдвигая перед ним четких и объективных требований, т.к. единственным критерием в этом случае является эмоциональная реакция ребенка. При этом родитель часто пытается учиться вместо ребенка, а ребенку выгодно оставаться неуспешным и он начинает манипулировать родителем, требуя награды за каждый шаг. Ребенок не заинтересован в конечном результате, за который полностью отвечает родитель. Так формируется потребительская позиция ребенка, которая закрепляется в виде роли «проблемного» — слабого, больного, неумелого, особенного и т.д., что лишь усугубляет его дезадаптацию [24, с. 68].

В каждом из описанных случаев родители не могут выдвинуть адекватных требований к ребенку, поскольку не понимают его актуальных возможностей и специфических трудностей — их требования всегда или занижены, или завышены. Не могут они оказать и нужной помощи, а их ожидания всегда не соответствуют возможностям ребенка и часто не оправдываются, в результате чего возникает взаимная фрустрация.

Педагоги, сталкиваясь с проблемой массовой дезадаптации детей, также часто растерянны и беспомощны. Это связано, с одной стороны, с незащищенным положением учителя в школе, который в настоящее время перегружен учебной работой, переполненными классами, обилием требований по отчетности. Ситуация осложняется также вариативностью обучения в современной школе, введением новых, часто неотработанных учебных программ, практикой разделения детей на классы коррекции, обычные и лицейские и т.д. В целом положение современного педагога характеризуется тем, что у него много задач, но мало ресурсов — временных, организационных, материальных — на их разрешение. Варианты реакции педагогов на эту ситуацию могут быть кратко описаны следующим образом.

Некоторые педагоги придерживаются жесткого когнитивного стиля в обучении и взаимодействии с детьми, пытаясь обучать их «как раньше», не учитывая изменений социальных реалий и возможностей детей. Подходя к детям с позиции «они должны учиться», такие педагоги порой могут проявлять негибкость в изложении материала и часто нацелены только на то, чтобы вовремя пройти программу.

Другие педагоги пытаются учесть трудности ребенка, но могут при этом занять пассивную позицию: «Я даю программу, а если они не успевают, то можно снизить требования, натянуть «3». Такая же позиция часто встречается при работе в коррекционных классах — педагог как бы не замечает трудностей ребенка, не оказывая ему адекватной помощи, не веря в его возможности и не ожидая успехов.

Следует отметить, что много в школе и творчески настроенных педагогов, которые пытаются искать новые решения, затрачивая порой огромные усилия для развития детей. Они пытаются использовать новые педагогические подходы и программы, а также организуют для детей дополнительные развивающие мероприятия, но при этом часто встречают сопротивление не только со стороны школьной администрации, но и со стороны родителей. Ограниченность успехов творчески настроенных учителей часто связана с тем, что порой они идеализируют детей, что сопровождается завышенными ожиданиями относительно результатов использования своего педагогического подхода или метода, в то время как для ликвидации недоразвитии некоторых детей одних педагогических методов может оказаться недостаточно. Кроме того, такие педагоги, пытаясь «бороться за спасение детей», часто невольно противопоставляют себя родителям, другим учителям и администрации школы, а поэтому встречают сопротивление со всех сторон.

Страницы: 1 2 3


Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми
«Я-концепция» — это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют: 1) «образ Я» — представление индивида о самом себе; 2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку этого представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию — те конкретные действия, ко ...

Что способствует развитию агрессивности?
Рассмотрим более подробно основные аспекты жизни дошкольника, которые могут способствовать развитию агрессивности: 1. ребенок – дошкольная нагрузка; 2. ребенок – воспитатель; 3. ребенок – другие дети; 4. ребенок – семья. Дошкольная нагрузка Посещение детского сада, необходимость сидеть на занятиях, слушать воспитателя – все это дл ...

Состояние покоя
Состояние покоя создается включением в действие конкретных механизмов регуляции, хотя ранее считалось, что покой – это пассивное состояние. Но в последующем было установлено, что в состоянии покоя может накапливаться латентное возбуждение, и поэтому покой не является пассивным состоянием. В связи с этим Магницкий А.Н. рассматривает поко ...