Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Страница 3

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю

Необходимо учитывать, что если ребенок не успевает в школе, то необходимо проанализировать причины — медицинские, экологические, социальные и др. При этом, помимо исследования индивидуальных особенностей развития ребенка и социальных условий его жизнедеятельности, следует учитывать также социальные предпосылки дезадаптации детей, характерные для нашего общества в целом. Важнейшей общей предпосылкой дезадаптации детей, с нашей точки зрения, является то, что в период социального, политического и экономического кризиса наше общество потеряло моральные ориентиры и идеалы, это и обусловливает невостребованность успехов детей, отсутствие для них перспектив развития и ожидаемых обществом социальных ролей. В ситуации социальной нестабильности родители боятся планировать будущее детей и мало могут реально помочь ребенку в процессе его роста — они не только не понимают специфических проблем своего ребенка, но часто им просто некогда, они озабочены проблемами выживания и много работают. Учителя также задавлены большим объемом работы, отсутствием ресурсов или не имеют навыков и информации, необходимых для учета новых социальных условий и особенностей современных детей, порой им просто некогда воспитывать детей. Таким образом, реальные успехи ребенка часто никому не нужны, т.к. общественное мнение перестало поощрять успешный труд. При учебных неудачах ребенка родители и учителя ощущают свою беспомощность и часто взаимно обвиняют друг друга, пытаясь переложить ответственность на другого. Этому способствует также характерная для нашего общества смена идеала общения, когда обесцениваются такие качества, как чуткость, способность к эмпатии и диалогу, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и объединению усилий во имя общей цели [32, с. 119].

В любом случае, если ребенок неуспешен в школе вследствие определенных его недоразвитии, то при попытках справиться с трудностями у него вырабатываются неэффективные защитные реакции, которые закрепляются в форме демонстрации им реакций безразличия или протеста. Родителя и учителя, не понимая трудностей ребенка и не находя причин его неадекватного поведения, осуждают его, усиливая давление и контроль. В результате самооценка ребенка и его интерес к учебе падают и складывается порочный круг: несформированность навыков деятельности ребенка ведет к неуспеху, что порождает тревогу, снижает самооценку и способствует закреплению роли неудачника. Для того, чтобы разорвать этот порочный круг дезадаптации и вернуть ребенка на путь развития, необходимо использовать системный подход, предполагающий работу психолога с целостной взаимосвязанной системой «родитель — ребенок - учитель».

При переходе ребенка из начальной в среднюю школу разными преподавателями, необходимость смены сложившегося учебного стереотипа и трудности приспособления к новым преподавателям ведут в ряде случаев к появлениям школьной дезадаптации, проявляющейся в снижении успеваемости, отказах от ответов, нежелании посещать школу или занятия отдельных преподавателей, прогулах и т.п. Особенно подвержены срыву дети с легкой резидуально-органической церебральной недостаточностью (последствия внутриутробной патологии, родовых травм черепа, ранних постнатальных мозговых инфекций и травм), дети с патологическими чертами характера, соматически ослабленные, склонные к невротическим реакциям.

Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что в силу ряда социальных, экологических и других причин школьная дезадаптация детей, явная или скрытая, стала «нормальным» явлением в нашем обществе. При этом взрослые — родители и учителя в большинстве случаев растеряны, дезориентированы, не видят выхода из сложившейся ситуации и часто перекладывают ответственность за состояние детей друг на друга. Анализ всех аспектов ситуации, сложившейся в связи с дезадаптированными детьми, показывает, что ее необходимо рассматривать с учетом состояния всей системы «ребенок — родитель — учитель». Однако поиск виновного при этом является непродуктивным, а решение проблемы дезадаптации детей возможно лишь на базе объединения усилий всех участников процесса.

Страницы: 1 2 3 


Жестикуляция
Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимани ...

Медицинские аспекты гэмблинга
Исследователи из Мичиганского университета установили, что во время игры мозг оценивает ее результаты в течение четверти секунды и мгновенно принимает решение, продолжать ли игру, делать ли следующую ставку. Процесс принятия решений происходит автоматически, бессознательно. Причем каждый раз, когда мозг оценивает результат предыдущей иг ...

Почему ребенок становиться агрессивным?
Эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к ее проявлению. Агрессивное поведение обусловлено целым рядом факторов – культурных, семейных, индивидуальных. Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т.е. агрессивный ...