Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Страница 3

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю

Необходимо учитывать, что если ребенок не успевает в школе, то необходимо проанализировать причины — медицинские, экологические, социальные и др. При этом, помимо исследования индивидуальных особенностей развития ребенка и социальных условий его жизнедеятельности, следует учитывать также социальные предпосылки дезадаптации детей, характерные для нашего общества в целом. Важнейшей общей предпосылкой дезадаптации детей, с нашей точки зрения, является то, что в период социального, политического и экономического кризиса наше общество потеряло моральные ориентиры и идеалы, это и обусловливает невостребованность успехов детей, отсутствие для них перспектив развития и ожидаемых обществом социальных ролей. В ситуации социальной нестабильности родители боятся планировать будущее детей и мало могут реально помочь ребенку в процессе его роста — они не только не понимают специфических проблем своего ребенка, но часто им просто некогда, они озабочены проблемами выживания и много работают. Учителя также задавлены большим объемом работы, отсутствием ресурсов или не имеют навыков и информации, необходимых для учета новых социальных условий и особенностей современных детей, порой им просто некогда воспитывать детей. Таким образом, реальные успехи ребенка часто никому не нужны, т.к. общественное мнение перестало поощрять успешный труд. При учебных неудачах ребенка родители и учителя ощущают свою беспомощность и часто взаимно обвиняют друг друга, пытаясь переложить ответственность на другого. Этому способствует также характерная для нашего общества смена идеала общения, когда обесцениваются такие качества, как чуткость, способность к эмпатии и диалогу, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и объединению усилий во имя общей цели [32, с. 119].

В любом случае, если ребенок неуспешен в школе вследствие определенных его недоразвитии, то при попытках справиться с трудностями у него вырабатываются неэффективные защитные реакции, которые закрепляются в форме демонстрации им реакций безразличия или протеста. Родителя и учителя, не понимая трудностей ребенка и не находя причин его неадекватного поведения, осуждают его, усиливая давление и контроль. В результате самооценка ребенка и его интерес к учебе падают и складывается порочный круг: несформированность навыков деятельности ребенка ведет к неуспеху, что порождает тревогу, снижает самооценку и способствует закреплению роли неудачника. Для того, чтобы разорвать этот порочный круг дезадаптации и вернуть ребенка на путь развития, необходимо использовать системный подход, предполагающий работу психолога с целостной взаимосвязанной системой «родитель — ребенок - учитель».

При переходе ребенка из начальной в среднюю школу разными преподавателями, необходимость смены сложившегося учебного стереотипа и трудности приспособления к новым преподавателям ведут в ряде случаев к появлениям школьной дезадаптации, проявляющейся в снижении успеваемости, отказах от ответов, нежелании посещать школу или занятия отдельных преподавателей, прогулах и т.п. Особенно подвержены срыву дети с легкой резидуально-органической церебральной недостаточностью (последствия внутриутробной патологии, родовых травм черепа, ранних постнатальных мозговых инфекций и травм), дети с патологическими чертами характера, соматически ослабленные, склонные к невротическим реакциям.

Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что в силу ряда социальных, экологических и других причин школьная дезадаптация детей, явная или скрытая, стала «нормальным» явлением в нашем обществе. При этом взрослые — родители и учителя в большинстве случаев растеряны, дезориентированы, не видят выхода из сложившейся ситуации и часто перекладывают ответственность за состояние детей друг на друга. Анализ всех аспектов ситуации, сложившейся в связи с дезадаптированными детьми, показывает, что ее необходимо рассматривать с учетом состояния всей системы «ребенок — родитель — учитель». Однако поиск виновного при этом является непродуктивным, а решение проблемы дезадаптации детей возможно лишь на базе объединения усилий всех участников процесса.

Страницы: 1 2 3 


Разработка программы профилактики психологического здоровья у детей. Коррекционные упражнения.
Понимание проблемы здорового образа жизни как важнейшей не только научной, но и практической, пришло еще из Древней Греции, из трудов Гиппократа и Платона. В последние годы во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. В связи с этим чрезвычайно важно искать новые пути формирования здорового образа жизни детей, так как и ...

Двигательные тики. Симптомы и факторы возникновения тикозных гиперкинезов
Одним из самых частых психоневрологических расстройств детского возраста являются тикозные гиперкинезы, представляющие собой внезапные непроизвольные, насильственные, отрывистые, повторяющиеся, варьирующиеся по интенсивности движения, охватывающие различные мышечные группы. По различным литературным источникам, тики встречаются у 4-7% д ...

Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния (Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В., 2000 г.) Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирова­ния на различные воздействия, например, на алкоголь. Заме­чено, ...