Почему ребенок становиться агрессивным?
Страница 1

Эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к ее проявлению. Агрессивное поведение обусловлено целым рядом факторов – культурных, семейных, индивидуальных.

Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т.е. агрессивный ребенок, скорее всего, вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.

Чем старше ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы). Данное утверждение подтверждает следующий факт. Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:

1. негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);

2. терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения);

3. суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

4. индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость и вспыльчивость).

Лишь ¼ от перечисленного относится к врожденным особенностям, а ¾ - к асоциальному окружению ребенка, в котором основная роль отводится матери. Учитывая роль матери в воспитании агрессивности у ребенка, хочется порекомендовать мамам, соотнести свое поведение с тем, что написано о гневе и агрессии. Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитывать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своим собственным.

Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же способы, что и для ее предупреждения. Не надо забывать, что, когда мы имеем дело с ребенком такого типа, одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Нужно, чтобы он чувствовал себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей. Нет нужды говорить, что было бы очень полезно понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключить их.

Мужчины агрессивнее женщин, соответственно мальчики агрессивнее девочек. Это биологическая данность (усиленная культурно-воспитательной традицией, достаточно, например, сравнить выбор игрушек для мальчиков и девочек). Это и одно из различий полов, которое притягивает их друг к другу, Поэтому жалобы на агрессивность относятся в основном к мальчикам. С дошкольного возраста их отношение к окружающему миру более агрессивно, их игры в школьном возрасте – это главным образом боевые, состязательные соревновательные игры. В конце концов, все спортивные соревнования, встречи, матчи не что иное, как цивилизованная, подчиненная определенными правилами и порядку, сублимированная форма агрессивного поведения. В некоторых видах спорта это более очевидно (к примеру, в боксе), в некоторых едва обозначено (фигурное катание), но в любом случае дело в том, чтобы выиграть и победить соперника.

И вот мы подошли к ответу на главный вопрос: что такое «злое», агрессивное озорство, приносящее вред другим? Чаще всего это именно запас энергии в детском организме, раздражающейся «нецивилизованно», «социально», т.е. в дикой форме, для достижения каких-то немедленных сиюминутных целей. Что-то надо отнять у противника; вынудить отдать; хочется похвастаться тем, что противник побежден; гордиться удачно осуществленной местью. Мы имеем дело с прямолинейным проявлением незрелой личности ребенка.

Порой агрессивное поведение проявляется у детей тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию. Особенно относится это к детскому саду. Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей.

Что же делать? Ответ прост: предоставить детям как можно больше возможностей соответственно возрасту разряжать накопившуюся энергию. Пусть играют как хотят, отдыхают в движении.

Страницы: 1 2


Анализ и интерпретация полученных данных
По результатам проведенных исследований были составлены графики, характеризующие силу нервной системы испытуемых (рис. 2.2 – 2.31). Рис. 2.2 – Тип нервной системы испытуемого характеризуется как сильный Рис. 2.3 –Тип нервной системы испытуемого характеризуется как сильный Рис. 2.4 – Тип нервной системы испытуемого характеризует ...

Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека
Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3. Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах. № п/п Название типа характера по К. Леонгарду Количество случаев в группах Экспериментальная группа Контрольная группа 1 Гипер ...

Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы дейс ...