Исследование
состояния тревожности во время беременности. Обследование контрольной и
экспериментальной группы на выявление тревожностиСтраница 1
					
Исследование проводилось на базе женской консультации №1 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 30 беременных женщин в возрасте от 20 до 30 лет и сроком беременности от 12 до 39 недель. Были сформированы две группы: экспериментальная, в которой беременные начинали посещать занятия в бассейне на сроке от 12 до 20 недель, и контрольная, беременные этой группы психопрофилактические занятия не посещали.
Цель исследования: Проанализировать особенности состояния тревожности во время беременности.
Задачи исследования:
1. выявление уровня тревожности у беременных;
2. разработка комплекса занятий в бассейне на снижение тревожности;
3. нахождение оптимальных путей снятия тревожности у беременных при помощи занятий в бассейне (аквагимнастика).
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени[36].
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Использование теста Дж.Телора «Личностная шкала проявления тревоги» необходимо для выявления также шкалы откровенности ответов тестируемых, так как содержит шкалу лжи, позволяющую судить о честности ответов.
Использование теста «Склонность к немотивированной тревожности» позволит выявить, насколько у испытуемых развито подсознательное беспокойство.
Результаты исследования и интерпретация результатов. Характеристика исследуемых групп
	 
В результате обработки первой части анкеты (общие сведения) были выявлены характеристики исследуемых, приведенные в таблице № 1. 
Таблица № 1.Характеристика (общие сведения) исследуемых групп.    
Наименование характеристики   
Экспериментальная группа   
Контрольная 
группа     
Чел.   
%   
Чел.   
%     
Пол: мужской 
женский   
16 
 ...
	
Характеристика типов темперамента и уровня личностной тревожности
	 
Полученные результаты по опросникам Г. Айзенка и Спилбергера представлены в таблице 4. 
Таблица 4 
Тип темперамента и уровень личностной тревожности испытуемых    
курс   
Свойство 
Пол   
Э   
Н   
И   
ЛТ     
1   
М 
n=7   
11.86± 
1.42   
12.71± 
1.7   
2.571± 
0.39   
44.29± 
2.97     
Ж 
n=35   
12.4± 
0.62   
13.83± 
0.73   
2.48 ...
	
Исследование ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами
	 
Методика "Альтернатива" направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. 
Таблица 1. Диагностика ведущего типа мотивации взаимодействия с природой в экспериментальной группе    
Кол-во баллов, набранных по каждому типу   
Удел ...
	

