Исследование
состояния тревожности во время беременности. Обследование контрольной и
экспериментальной группы на выявление тревожностиСтраница 2
В исследовании применялись следующие тесты на выявление тревожности (см. приложение 3):
1. «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера)[37];
2. «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова)[38];
3. «Склонность к немотивированной тревожности»[39].
После проведения исследования по всем трем методикам были получены следующие результаты, которые представлены в приложении 4.
Как видно из представленных таблиц (см. приложение 4), по «шкале лжи» ни в экспериментальной, ни в контрольной группе показатель не превышает нормы, следовательно, можно говорить о том, что ответы испытуемых являются правдивыми.
Графически данные по опроснику Спилбергера можно представить в виде диаграммы (рис. 3.1).
Рисунок 3.1 – Результаты обследования по опроснику Спилбергера
Как видно из рисунка 3.1, в контрольной и в экспериментальной группе по шкале ситуативной и личной тревожности преобладают беременные женщины имеющие высокую тревожность.
В контрольной группе только у одной женщины по шкале ситуативной тревожности отмечен низкий показатель. В экспериментальной группе таких нет.
По тесту Тейлора результаты контрольной и экспериментальной группы представлены на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Результаты диагностики по методике Дж. Тейлора
Как и в предыдущей методике только один человек контрольной группы имеет средний показатель тревожности с тенденцией к низкой. Подавляющее большинство в обеих группах имеют высокий уровень тревожности (7 человек – в контрольной, 10 человек – в экспериментальной). Очень высокий уровень тревожности имеют по 3 человека в каждой группе.
На рисунке 3.3 представлены графические результаты по необоснованной тревожности в контрольной и экспериментальной группе.
Рисунок 3.3 – Результаты выявления необоснованной тревожности
По данной методике, как видно из рисунка 3.3, склонности к необоснованной тревожности нет по одному человеку в контрольной и экспериментальной группе. У всех остальных присутствует склонность к необоснованной тревожности, у 2 человек в контрольной и у 3 человек в экспериментальной группе необоснованная тревожность явно выражена.
Как мы можем увидеть из результатов тестирования по различным методикам, уровень тревожности женщин в контрольной и экспериментальной группе почти одинаковы, поэтому есть возможность сравнить данные группы после проведения занятий.
Для того, чтобы математически доказать, что мы имеем право сравнивать контрольную и экспериментальную группы, нами был вычислен U-критерий Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого либо одного определенного признака, количественного измеренного и позволяет выявлять различия между малыми выборками. А также, рекомендуется для выявления сдвигов под влиянием экспериментальных воздействий при наличии контрольной группы[40].
Подсчет U – критерия Манна – Уитни представлен в Приложении 5.
Перечислить принципы формирования психического здоровья ребенка
1. Профилактика "стресса рождения"
2. Здоровая психоэкология в семье, школе, обществе ровесников
3. Наличие развивающей среды и конкретных наставников
4. Профилактика психокомплексов и неврозов
5. Особое внимание к психическому здоровью ребенка в критические периоды развития ...
Эмпирическая часть. Проведение исследования
Для проверки своей гипотезы, автором работы была взята группа человек, состоящая из десяти испытуемых. Исследование проводилось в индивидуальном порядке, т.е. отдельно с каждым испытуемым, в удобное для него время и в комфортном месте, дабы исключить, или свести к минимуму внешние воздействия.
Тестирования проходили по одному принципу: ...
Понятие аддиктивного поведения
Для определения аддиктивного поведения требуется рассмотреть такие термины как поведенческая норма, поведенческая патология и девиантное поведение.
Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям поведенческой нормы. Норма
же (по мнению К.К. Платонова) - это явление группового сознания в виде разделяемых групп ...