Сознание и познавательные процессы
Страница 1

Информация » Краткий курс психофизиологии » Сознание и познавательные процессы

Сознание.- высшая, интегрирующая форма психики, результат обществ, -исторических условий формиров. человека в труд, деят., при постоянном общении с др. людьми.

В структуру С. входят важнейшие познават. проц. с пом. которых чел. Обогащает свои знания. Это-ощущения, восприятия .память, воображение, мышление. С пом. ощущ. и воспр. в С.складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновить в С.образы прошлого, вообр.-строить образные модели того, что явл. объектом потребности. Мышление-решение задач путем использования обобщенных знаний. Наруш. любого из указанных псих, проц . становится расстройством С.

Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед объектом и в его "внутреннем опыте" и предвосхищающем его практическую деятельность.

Сознание характеризуется:

1 )активностью,

2)интенциональностью, т. е. направленностью на предмет,

3)способностью к рефлексии, самонаблюдению,

4)мотивационно - ценностным характером,

5)различной степенью ясности.

Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребёнком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Возможность такого присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития.

Структура совместной деятельности определяет структуру сознания, определяя следующие его основные свойства:

1)социальный характер;

2)способность к рефлексии и внутренний диалогизм;

3)предметность.

Основне образующие сознания - смыслы и языковые значения.

Хар-ки С.

-совокупность знаний об окруж. мире,

-различение субъекта и объекта «я», «не я»,

-обеспечение целеполагающей деят. чел.,

-включение в состав С.определенного отношения, к чему-либо, кому-либо.

Обязат. усл. формирования и проявления всех указ, выше качеств С.-явл. язык. Главная предпосылка возн. человеч. С.-усложнение условий жизни антропоида. В б.полушариях гол. Мозга развивались теменные, височные, лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции «под влиянием труда».С. первых людей -стадный хар-р, ограничено. В ходе истории-развились чувствит. формы отражения мира

-усовершенств. зрение, слух .-усоверш. рука благодаря труду, -развивались новые виды и формы памяти, вообр, мышления, язык, -планировать, выбирать, -создавались новые цели, -появились др.потребности, интересы, нов. виды деят-ти. -обагащались эмоции, разв. способности, -разв. Самосознание познавая окруж. среду и др.людей. Историч. развитие людей создает предпосылки для индив. разв. человеческой личности, ее сознания.

Самосознание - Это процесс самопознания человеком самого себя, результатом которого является динамическая система представлений человека о самом себе, совмещенная с их оценкой. По Мерлину, самосознание является сложной психологической структурой, которая включает качества особенных компонентов: 1) сознание своей тождественности (до 1 года); 2)осознание своего «Я» как активного деятельностного начала (Згода); 3)осознание психических свойств и качеств (14 лет); 4)определенная система социально - моральных самооценок, мировоззрение, убеждение (юношество).

Механизмы становления самосознания:

Страницы: 1 2


Классификация основных методов психологического исследования
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы: 1. Всеобщий метод научного исследования – диалектический. В этом пункте система методов психологии тождественна методологии и методам любого научного познания. Диа ...

Жесты “рука – лицо”
Ладони наших рук превосходно приспособлены и для того, чтобы прикрывать лицо. Во многих жестах “рука – лицо” присутствует желание что-нибудь скрыть. Если кто-то смеется “в ладошку”, это значит, что он не хочет, чтобы смех заметили. Лицо закрывают при чувстве смущения, либо стыда или же когда хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужн ...

Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп
Группа A (высокий уровень адаптации) При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых данной группы высокий (58%) и средний (42%) уровень эмоционального комфорта. Что говорит о том, что люди группы A уравновешены, спокойны, оптимистичны. При изучении страхов было выя ...