Сознание и познавательные процессы
Страница 1

Информация » Краткий курс психофизиологии » Сознание и познавательные процессы

Сознание.- высшая, интегрирующая форма психики, результат обществ, -исторических условий формиров. человека в труд, деят., при постоянном общении с др. людьми.

В структуру С. входят важнейшие познават. проц. с пом. которых чел. Обогащает свои знания. Это-ощущения, восприятия .память, воображение, мышление. С пом. ощущ. и воспр. в С.складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновить в С.образы прошлого, вообр.-строить образные модели того, что явл. объектом потребности. Мышление-решение задач путем использования обобщенных знаний. Наруш. любого из указанных псих, проц . становится расстройством С.

Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед объектом и в его "внутреннем опыте" и предвосхищающем его практическую деятельность.

Сознание характеризуется:

1 )активностью,

2)интенциональностью, т. е. направленностью на предмет,

3)способностью к рефлексии, самонаблюдению,

4)мотивационно - ценностным характером,

5)различной степенью ясности.

Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребёнком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Возможность такого присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития.

Структура совместной деятельности определяет структуру сознания, определяя следующие его основные свойства:

1)социальный характер;

2)способность к рефлексии и внутренний диалогизм;

3)предметность.

Основне образующие сознания - смыслы и языковые значения.

Хар-ки С.

-совокупность знаний об окруж. мире,

-различение субъекта и объекта «я», «не я»,

-обеспечение целеполагающей деят. чел.,

-включение в состав С.определенного отношения, к чему-либо, кому-либо.

Обязат. усл. формирования и проявления всех указ, выше качеств С.-явл. язык. Главная предпосылка возн. человеч. С.-усложнение условий жизни антропоида. В б.полушариях гол. Мозга развивались теменные, височные, лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции «под влиянием труда».С. первых людей -стадный хар-р, ограничено. В ходе истории-развились чувствит. формы отражения мира

-усовершенств. зрение, слух .-усоверш. рука благодаря труду, -развивались новые виды и формы памяти, вообр, мышления, язык, -планировать, выбирать, -создавались новые цели, -появились др.потребности, интересы, нов. виды деят-ти. -обагащались эмоции, разв. способности, -разв. Самосознание познавая окруж. среду и др.людей. Историч. развитие людей создает предпосылки для индив. разв. человеческой личности, ее сознания.

Самосознание - Это процесс самопознания человеком самого себя, результатом которого является динамическая система представлений человека о самом себе, совмещенная с их оценкой. По Мерлину, самосознание является сложной психологической структурой, которая включает качества особенных компонентов: 1) сознание своей тождественности (до 1 года); 2)осознание своего «Я» как активного деятельностного начала (Згода); 3)осознание психических свойств и качеств (14 лет); 4)определенная система социально - моральных самооценок, мировоззрение, убеждение (юношество).

Механизмы становления самосознания:

Страницы: 1 2


Профилактика стрессов
Этот аспект деятельности валеолога включает следующие принципы. 1. Повышение устойчивости к психическому стрессу. Сюда относится так называемая превентивная концептуализация, заключающаяся в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружении его соответствующей философией, а также приобретение навыков у ...

Выводы
Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в V классе , успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в подростковом возрасте это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компе ...

Занятие 3
Тема: Внимание. Дорога к взаимному доверию Цель занятия: расширение представлений ребенка о себе, развитие чувства единства, сплоченности, тренировка произвольного внимания, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение Приветствие. Передаем Мяки по кругу друг другу. Каждый участник по очереди называет то, что ему н ...