Сознание и познавательные процессыСтраница 1
Сознание.- высшая, интегрирующая форма психики, результат обществ, -исторических условий формиров. человека в труд, деят., при постоянном общении с др. людьми.
В структуру С. входят важнейшие познават. проц. с пом. которых чел. Обогащает свои знания. Это-ощущения, восприятия .память, воображение, мышление. С пом. ощущ. и воспр. в С.складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновить в С.образы прошлого, вообр.-строить образные модели того, что явл. объектом потребности. Мышление-решение задач путем использования обобщенных знаний. Наруш. любого из указанных псих, проц . становится расстройством С.
Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед объектом и в его "внутреннем опыте" и предвосхищающем его практическую деятельность.
Сознание характеризуется:
1 )активностью,
2)интенциональностью, т. е. направленностью на предмет,
3)способностью к рефлексии, самонаблюдению,
4)мотивационно - ценностным характером,
5)различной степенью ясности.
Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребёнком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Возможность такого присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития.
Структура совместной деятельности определяет структуру сознания, определяя следующие его основные свойства:
1)социальный характер;
2)способность к рефлексии и внутренний диалогизм;
3)предметность.
Основне образующие сознания - смыслы и языковые значения.
Хар-ки С.
-совокупность знаний об окруж. мире,
-различение субъекта и объекта «я», «не я»,
-обеспечение целеполагающей деят. чел.,
-включение в состав С.определенного отношения, к чему-либо, кому-либо.
Обязат. усл. формирования и проявления всех указ, выше качеств С.-явл. язык. Главная предпосылка возн. человеч. С.-усложнение условий жизни антропоида. В б.полушариях гол. Мозга развивались теменные, височные, лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции «под влиянием труда».С. первых людей -стадный хар-р, ограничено. В ходе истории-развились чувствит. формы отражения мира
-усовершенств. зрение, слух .-усоверш. рука благодаря труду, -развивались новые виды и формы памяти, вообр, мышления, язык, -планировать, выбирать, -создавались новые цели, -появились др.потребности, интересы, нов. виды деят-ти. -обагащались эмоции, разв. способности, -разв. Самосознание познавая окруж. среду и др.людей. Историч. развитие людей создает предпосылки для индив. разв. человеческой личности, ее сознания.
Самосознание - Это процесс самопознания человеком самого себя, результатом которого является динамическая система представлений человека о самом себе, совмещенная с их оценкой. По Мерлину, самосознание является сложной психологической структурой, которая включает качества особенных компонентов: 1) сознание своей тождественности (до 1 года); 2)осознание своего «Я» как активного деятельностного начала (Згода); 3)осознание психических свойств и качеств (14 лет); 4)определенная система социально - моральных самооценок, мировоззрение, убеждение (юношество).
Механизмы становления самосознания:
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг- диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Полное тестирование с обработкой занимае ...
История античной психологии.
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.
Анимизм
(от лат. anima - душа) - ...
Факторы, от которых зависит уровень репродуктивного здоровья индивида
Уровень репродуктивного здоровья зависит от:
- репродуктивного потенциала человека;
- совместимости партнеров;
- половой культуры, понимания феномена мужчины и женщины;
- грамотного регулирования деторождения
Разные индивиды имеют разный исходный, определенный природой репродуктивный потенциал. Он связан прежде всего с наследственн ...