Сознание и познавательные процессы
Страница 1

Информация » Краткий курс психофизиологии » Сознание и познавательные процессы

Сознание.- высшая, интегрирующая форма психики, результат обществ, -исторических условий формиров. человека в труд, деят., при постоянном общении с др. людьми.

В структуру С. входят важнейшие познават. проц. с пом. которых чел. Обогащает свои знания. Это-ощущения, восприятия .память, воображение, мышление. С пом. ощущ. и воспр. в С.складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновить в С.образы прошлого, вообр.-строить образные модели того, что явл. объектом потребности. Мышление-решение задач путем использования обобщенных знаний. Наруш. любого из указанных псих, проц . становится расстройством С.

Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед объектом и в его "внутреннем опыте" и предвосхищающем его практическую деятельность.

Сознание характеризуется:

1 )активностью,

2)интенциональностью, т. е. направленностью на предмет,

3)способностью к рефлексии, самонаблюдению,

4)мотивационно - ценностным характером,

5)различной степенью ясности.

Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребёнком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Возможность такого присвоения формируется на базе филогенетического (исторического) развития.

Структура совместной деятельности определяет структуру сознания, определяя следующие его основные свойства:

1)социальный характер;

2)способность к рефлексии и внутренний диалогизм;

3)предметность.

Основне образующие сознания - смыслы и языковые значения.

Хар-ки С.

-совокупность знаний об окруж. мире,

-различение субъекта и объекта «я», «не я»,

-обеспечение целеполагающей деят. чел.,

-включение в состав С.определенного отношения, к чему-либо, кому-либо.

Обязат. усл. формирования и проявления всех указ, выше качеств С.-явл. язык. Главная предпосылка возн. человеч. С.-усложнение условий жизни антропоида. В б.полушариях гол. Мозга развивались теменные, височные, лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции «под влиянием труда».С. первых людей -стадный хар-р, ограничено. В ходе истории-развились чувствит. формы отражения мира

-усовершенств. зрение, слух .-усоверш. рука благодаря труду, -развивались новые виды и формы памяти, вообр, мышления, язык, -планировать, выбирать, -создавались новые цели, -появились др.потребности, интересы, нов. виды деят-ти. -обагащались эмоции, разв. способности, -разв. Самосознание познавая окруж. среду и др.людей. Историч. развитие людей создает предпосылки для индив. разв. человеческой личности, ее сознания.

Самосознание - Это процесс самопознания человеком самого себя, результатом которого является динамическая система представлений человека о самом себе, совмещенная с их оценкой. По Мерлину, самосознание является сложной психологической структурой, которая включает качества особенных компонентов: 1) сознание своей тождественности (до 1 года); 2)осознание своего «Я» как активного деятельностного начала (Згода); 3)осознание психических свойств и качеств (14 лет); 4)определенная система социально - моральных самооценок, мировоззрение, убеждение (юношество).

Механизмы становления самосознания:

Страницы: 1 2


Понятие внимания
Внимание не является процессом отражения действительности как ощущение, восприятие, воображение и мышление. Оно представляет собой одну из сторон психологической деятельности – ее динамику. Внимание повышает эффективность соответствующей психологической деятельности. Оно выражается в более ясном и отчетливом протекании психических дейс ...

Здоровый образ жизни и его составляющие
1. Рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно с ...

Сознательное и бессознательное.
Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но не осознаются. Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, кото­рая управляет мышлением, ...