Основные принципы и содержание психологической диагностики и коррекции школьной адаптации младших школьников
Страница 4

Информация » Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене » Основные принципы и содержание психологической диагностики и коррекции школьной адаптации младших школьников

В детском рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

Кроме методов психологической диагностики, ценная информация может быть извлечена при анализе анамнестических сведений о ребенке.

Организация и порядок проведения психодиагностического обследования детей с признаками нарушения школьной адаптации могут устанавливаться психологом самостоятельно. Однако, исходя из наиболее вероятных причин дезадаптации, связанных с теми или иными вариантами интеллектуального недоразвития, первичный этап психодиагностической процедуры должен быть ориентирован на анализ познавательной деятельности ребенка. Этот этап должен иметь своим результатом оценку уровня интеллектуального развития ребенка (в сопоставлении с возрастной нормой). [14]

Итак, успешная реализация практических задач, вытекающих из основных положений представленной концепции, возможна лишь при достаточной готовности членов педагогического коллектива к восприятию всех вероятных аспектов и факторов школьной дезадаптации и к сотрудничеству с психологом, который в свою очередь, должен иметь высокий уровень как профессиональной, так и социальной компетенции. [6]

Выводы

К числу основных первичных внешних признаков дезадаптации и врачи, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных форм поведения

Адаптация ребенка к обучению в среднем звене – это процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Немалую роль в успешной адаптации к школе играют хараткерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер.

Подводя итог описанию признаков и факторов школьной дезадаптации, следует подчеркнуть, как минимум, три основных момента, важных, для верного понимания сущности этого феномена, а так же для формулировки общих принципов его диагностики.

Во-первых, каждый из перечисленных факторов крайне редко встречается в чистом, изолированном виде и, как правило, сочетается с действием других факторов, образуя сложную, иерархизированную структуру нарушения школьной адаптации.

Во-вторых, действие любого фактора носит не прямой характер, а реализуется через целую цепь опосредований, причин на разных этапах формирования дезадаптации мера патогенности для каждого из факторов и его место в общей структуре нарушений не являются постоянными.

В-третьих, становление картины школьной дезадаптации происходит не просто на фоне, а в неразрывной динамической связи с симптомами психического дизонтогенеза, что, однако не дает основания для их отождествелния, но диктует при этом необходимость анализа их соотношения в каждом конкретном случае. На общих же вопросах этого соотношения следует остановиться подробнее. [2]

Страницы: 1 2 3 4 


Самостоятельность и агрессивность
Ребенок стремится познать окружающий мир, он с удовольствием обучается навыкам общения с другими людьми, учится принимать правила и законы взаимодействия. Этот процесс, трудный для ребенка сам по себе, осложняется тем, что дети стремятся к самостоятельности. Понятие самостоятельности у ребенка часто выражается в желании освободиться от ...

Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп
Группа A (высокий уровень адаптации) При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых данной группы высокий (58%) и средний (42%) уровень эмоционального комфорта. Что говорит о том, что люди группы A уравновешены, спокойны, оптимистичны. При изучении страхов было выя ...

Подавление.
Подавление — защита, проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. Поскольку в этом случае информация уже является содержанием психики, так как была воспринята и пережита, она как бы снабжается специальными метками, которые ...