Основные принципы и содержание психологической диагностики и коррекции
школьной адаптации младших школьниковСтраница 2
Ни врачебная, ни тем более педагогическая компетенция не способна обеспечить требуемый уровень диагностического анализа. На основании данных медицинского обследования, если имеют место недифференцированные нарушения доклинического уровня, можно говорить лишь о возможном выявлении факторов риска нарушения психического развития. Если же определяются достаточно выраженные нервно-психические расстройства, то для установления их роли в формировании симптомов школьной дезадаптации (или наоборот) необходим последовательный и подробный анализ психологической структуры выявляемых нарушений. Метод традиционного психопатологического исследования, используемый детским психиатром, на подобный уровень анализа претендовать не может, так как по природе своей он изначально ориентирован на констатацию феноменологических проявлений болезни (или патологического состояния) с их последующей интерпретацией в медико-биологических категориях. Кроме того, многие нарушения психического развития не распознаются ни в дошкольном возрасте, ни в период предшкольной диспансеризации, так как успешно компенсируются в ходе развития. В этой связи они просто не попадают своевременно в поле зрения педиатра, и тем более, психиатра.
При столкновении же со школьными нагрузками, как связанными, так и не связанными непосредственно с процессом обучения, у детей из группы риска возникают состояния декомпенсации, выражающиеся, прежде всего, в несоответствии сложившихся адаптационных механизмов требованиям новой социальной ситуации. В результате у таких детей довольно быстро возникают специфические затруднения, с которыми учитель сталкивается уже как с проблемами педагогического характера. Однако решить их на чисто педагогическом уровне удается крайне редко, так как природа этих проблем, может быть и верно понимаемых педагогом в общих чертах, требует углубленного исследования, но уже иными средствами, которые в арсенале педагогических приемов изучения ребенка отсутствуют.
В качестве таких средств успешно могут быть использованы методы психологической диагностики, история применения которых в нашей стране связана, прежде всего, с психиатрией и дефектологией. Наиболее раннее и интенсивное внедрение идей и методов психологии в структуре эти научных дисциплин осуществлялось в рамках патопсихологии – науки, изучающей закономерности развития и распада психики в условиях психической патологии. Основанный на принципе качественного анализа психической деятельности, искусственно моделируемой в эксперименте, патопсихологический метод исследования доказал свою эффективность в установлении структурного своеобразия нарушений этой деятельности при различных психических заболеваниях, что способствовало его успешному применению, прежде всего, в дифференциально-диагностических целях. В детской клинической и психолого-педагогической практике патопсихологии на методическом уровне разработан принцип обучающего эксперимента, опирающийся на концепцию Л.С. Выготского о ²зоне ближайшего развития² ребенка и позволяющий использовать показатель обучаемости как важный диагностический материал и прогностический критерий при разграничении различных форм психического недоразвития. [24]
Наряду с очевидными достоинствами патопсихологического метода исследования, определяющимися наличием серьезного теоретического обоснования критериев диагностики, разнообразием качественной информации о наиболее существенных сторонах психической деятельности, выявляемых в ходе эксперимента, не менее очевидных и определенные его недостатки, связанные, главным образом, с ограниченной возможностью количественного анализа получаемых результатов. Кроме того, недостаточная степень унификации диагностической процедуры в сочетании с высокой степенью свободы в интерпретации экспериментальных фактов, в значительной мере ставят результативность данного метода в зависимость от индивидуального опыта и квалификации экспериментатора. [14]
Другое направление, реализующее применение психологических знаний в данной области, связано с разработкой психодиагностического метода исследования, основной особенностью которого является его измерительно-испытательная направленность обеспечивающая, прежде всего количественную квалификацию изучаемого явления. Стандартизация инструмента измерения, позволяющая сопоставлять достижения испытуемого с результатами, статистически характеризующими как норму, так и различные варианты отклонений от нее, жесткая регламентация исследовательской процедуры надежно обеспечивают повышение степени объективности получаемых результатов. Вместе с тем, изначальная ориентация преимущественно на количественно-статистические критерии существенно обедняет качественно-содержательные характеристики диагностического процесса. На смену имевшему место в психологической диагностике противопоставлению этих двух подходов пришло понимание необходимости рационального объединения их достоинств, что на практике весьма успешно реализуется в последние годы использованием стандартизированных психодиагностических методов, оценка результатов которых дополняется данными содержательного психологического анализа. Примером такой продуктивной интеграции указанных подходов может служить модификация методики Векслера, предложенная Н.Г. Лускановой для обследования детей младшего школьного возраста.
Дифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология — направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два методических подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменени ...
Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка
младшего школьного возраста и младшего подростка
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собст ...
Межличностные отношения в группе, Деловые и личностные отношения.
Взаимоотношения в группе делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Официальными называются отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются официальными положениями, правилами, нормами.
В отличие от них нео ...