Межличностные отношения в группе, Деловые и личностные отношения.

Информация » Краткий курс психофизиологии » Межличностные отношения в группе, Деловые и личностные отношения.

Взаимоотношения в группе делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Официальными называются отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются официальными положениями, правилами, нормами.

В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие.

Эмоциональные отношения - оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности системы отношений, во втором - законы их преобразования и развития.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, незнающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться др. к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаются в коллективистские. Все это происходит за сравнительно короткое время, Е теч. которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться на личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью?

Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой, в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, полож. или отрицат., он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в кот. он включен в данный момент времени. Др. словами, поведение ч-ка в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.

Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню св. развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И наоборот.

Межличностн. отношения могут быть 3-х типов: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицат.). Различные сочетания этих типов отношений порождают разные варианты взаимоотношений в группе.

Гармоничные взаимоотн. характеризуются тем, что между различными индивидами складываются только полож., или только отриц. взаимоотношения.

Совместимыми называются такие противоречивые отношения, когда в группе можно выделить хотя бы одну пару людей, имеющие между собой хорошие личные взаимоотношения. Несовместимыми -когда нет ни одной пары с положительными личными взаимоотношениями.

Конфликтные взаимоотношения - для них хар-но то, что в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы полож. личные взаимоотношения. Данная группа как соц.-психологическая общность людей вообще не может сохраняться и распадается.

Статическую картину внутригрупповых взаимоотношений можно получить с пом. методики социометрия.


Уровни развития самосознания
Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих в ...

Формирующий этап исследования
На формирующем этапе исследования стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, а также коррекция взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использу ...

Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся. Девиантное и делинквентное поведение.
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения[5]. Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинкве ...