Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии
Страница 4

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Гримак Л.П. рассматривает по-другому ожидания, связывая их с доминантными состояниями как разновидностью стрессовых состояний. "Доминантные состояния могут относиться непосредственно к конкретному периоду той деятельности, которую они обеспечивают, но могут быть значительно сдвинуты в сторону ее предвосхищения и тогда возникает состояние ожидания. Распространенным видом доминантного состояния является ожидание тех или иных значительных событий. Внешние и внутренние проявления состояний ожидания в значительной мере зависят от индивидуальной реактивности человека, специфики его психорегуляторных механизмов защиты.

Пассивное ожидание психологически воспринимается большинством людей как активное предвосхищение будущего столкновения с напряженной ситуацией. В этот период не только сигнальные раздражители (соответствующие реально ожидаемым), но и их подобия вызывают резкие изменения в состоянии организма. Показатели электроэнцифалограммы, электрокардиограммы, внешние проявления свидетельствуют о вегетативных сдвигах в организме. Психическим выражением такого рода состояний является повышенная тревожность, неуверенность в себе. Доминантные психические состояния ожидания выражают физиологическую настройку организма, называемую в физиологии труда как "предрабочее", а в спортивной физиологии как "предстартовое" состояние". [4, с.112-115] Далее автор описывает функционирование ожиданий. Один из характерных для такого состояния признаков - мысленное проигрывание предстоящей деятельности с целью формирования ее более конкретного образа, своеобразное психическое программирование и моделирование оптимальных способов выполнения предстоящих действий. Физиологический смысл этого состояния заключается в том, чтобы создать наилучшие условия для последующей рабочей активности.

Однако, как обозначает Гримак Л.П., чрезмерное выраженное доминантное состояние в период ожидания самой деятельности может сыграть и отрицательную роль. "Чрезмерное" ожидание может вызвать преждевременное утомление и оказаться причиной снижения качества деятельности. Каждый из нас, пожалуй, может вспомнить не один пример того, как в результате сильного волнения он уставал еще до того, как приходилось выполнять ожидаемую деятельность, будь то трудный экзамен или встреча дня рождения. Даже в бытовых видах деятельности, не говоря уже о таких сложных, как профессиональная. Специальными психическими и физическими методами самовоздействия выраженность реакций ожидания можно регулировать в широких пределах.

Еще один взгляд на феномен ожидания мы нашли у Либина А.В. [9, с.385-387]. Он описывает ожидания как "личностные установки через призму ситуации". Неудачи в понимании и принятии позиции другого - или, правильнее, недооценка ожидаемых действий других - являются свидетельством того, что субъекты реагируют на разные ситуации со своей системой ожиданий (установок).

Итак, подведем итоги. Как рассматривают феномен ожидания.

1. С психоаналитической точки зрения ожидания формируются как следствие защитных механизмов идеализированного в детстве Я. Ожидания рассматриваются как бессознательное желание подтверждения своего Я, соответствия взаимоотношений установленным в детстве ценностям и служат механизмом психологической защиты Я от несоответствующего отношения.

2. Ожидания связывают с Я-концепцией индивида. В Я-концепции есть представления про то, что должно произойти, именно эти структуры Я-концепции выступают ожиданиями. (Берн Р., Майерс Д.)

3. Ожидания как моделирование и проектирование будущих событий, действий, поведения своих и окружающих. (Майерс Д., Аронсон С.)

4. Моделирование будущих явлений посредством ожиданий может сформировать такой феномен как самосбывающиеся пророчества. Он заключается в том, что мы так действуем в соответствии со своими ожиданиями, что опосредованно сами же строим то, чего хотели достичь. Такой механизм происходит бессознательно, по мнению авторов, и может играть как позитивную, так и негативную роль в системе межличностных взаимоотношений.

5. Ожидания с точки зрения психологии социальных ситуаций представляют собой готовность действовать в соответствии со сложившейся конкретной ситуацией. (Кантор Н.)

6. Содержание ожиданий зависит от стереотипов, сформированных у нас воспитанием, обществом, убеждений, Я-концепции, полоролевой идентификации.

7. Ожидание как стремление соответствовать роли или ждать такого же соответствия роли от других. Выполняя роли, то есть ожидания других, мы облегчаем взаимоотношения, структурируем их, не тратим время на уяснения норм взаимоотношений, а пользуемся готовыми нормами поведения - ролями. Ожидая соответственную роль, мы уже потенциально готовы к взаимоотношению. (Леонтьев А.Н.)

8. Ожидание как доминантное состояние описывается как готовность к какому-либо действию и умственное проигрывание этого действия. Состояние ожидания - это ярко выраженный физиологический процесс. (Гримак Л.П.)

Страницы: 1 2 3 4 5


Этапы развития психики по Эриксону
I стадия. Орально-сенсорная Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия . Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие прои ...

Организация работы по преодолению одиночества пожилых людей в Комплексном центре социальной защиты населения
Базой исследования является Комплексный центр социальной защиты населения, отделение стационарного пребывания. Выборку исследования составили пожилые люди, находящиеся в КЦСЗН на реабилитации, количество респондентов – 50 человек в возрасте от 56 до 63 лет. С целью определения необходимости организации социальной помощи пожилым в услов ...

Мотивы педагогической деятельности в исследованиях отечественных психологов
Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно беспокоит педагогическую общественность и вузы. По данным многих опросов только от 30 до 45% поступивших в педагогические вузы положительно относятся к профессии ...