Иследования ожидания в межличностных отношениях в
современной психологииСтраница 1
Как видно из вышеизложенного, взгляды на феномен ожидания разных авторов расходятся. Поэтому в этом разделе будет рассмотрено, как интерпретируют ожидания, к какому феноменологическому полю их относят, какое их содержание, с какими другими феноменами их связывают.
Психоаналитический подход и психодинамическая теория позволяют выделить важные аспекты психики, которые играют важную роль в формировании ожиданий. Они связывают глубинно-психологические основы возникновения ожидания с проблемами неосознанного. Это, в первую очередь, вклад раннего детства в возникновение интеративных (неизменных) свойств психики, которые не зависят от вариативных конкретных ситуаций общения. К интеративным свойствам психики есть основания отнести и ожидания (экспектации) в подтверждении идеализированного "Я" субъекта, они связаны с системой его психологических защит. Формирование ожиданий происходит так: "стабилизация потребностей в идеализации "Я" вызвано или неудачами детства или же идеализацией родителями личностных качеств ребенка. Эти потребности формируют индивидуально неповторимую систему психологических защит. В процессе проявления защит могут наблюдаться ожидания как потребности подтверждения чеснот и качеств личности. Ожидания выступают как защиты, сформированные в детстве, это ожидание поведения и отношения к себе в соответствии с внутренним идеализированным "Я", с "условными ценностями" объекта" [7, с.108-110].
Если психика переполнена психологическими защитами, то получается феномен "замкнутого круга". Например, ожидание неудачи приводит к неудаче, неудача обусловливает потребность отступления от реальности, отступ от реальности ведет к неудаче. В границах функционирования "замкнутого круга" экспектации непроизвольно стабилизируются и уже сами влияют на реальность - "ожидаемое становится реальным". Примером подобного явления может служить Эдипов комплекс. Он создает проблемы низкой самооценки. Низкая самооценка находит выражение в соответствующих ожиданиях критики со стороны других людей, неприятия личного "Я" и критики. Это может выражаться в парадоксальных формах поведения: недоверие к похвале, в тенденциях перепроверить позитивное отношение людей к себе, в ожидании предательства.
Второй подход связывает понятие ожиданий с Я-концепцией индивида (Берн Э.). Я-концепция "определяет ожидания человека, то есть его представление про то, что должно произойти. Человеку свойственны какие-то ожидания, которые в большинстве случаев определяют характер его действий. Люди, уверенные в собственной возможности, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Те же, кто считает, что никому не нравятся, ведут себя в соответствии с этим ожиданием или интерпретируют таким образом реакции окружающих. Основой отношений, которые формируются между ожиданиями и поведением, является механизм самосбывающихся пророчеств". [14, с.348-350]
Связывают ожидания с Я-концепцией и Майерс Д. [10, с.55]. Автор называет ожидания таким близким по смыслу понятием "суждение окружающих". Дети, которых считают одаренными, трудолюбивыми или готовыми прийти на помощь, склонны включать эти оценки в свои Я-концепции и поведение. Если студенты, представители этнических меньшинств, чувствуют угрозу, исходящую от стереотипных представлений об их интеллектуальных способностях, или если женщины осознают, что от них не ждут высоких достижений ни в математике, ни в естественных науках, они могут начать вести себя в соответствии с этими ожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти предрассудки, а реализовать свои возможности в других областях. Здесь Майерс Д. говорил об ожиданиях окружающих по отношению к тому, что должен или не должен делать человек при определенных его характеристиках. Подобные суждения - ожидания воспринимаются субъектом и встраиваются в его Я-концепцию, посредством которой реализуется в поведении в соответствии или вопреки ожиданиям окружающих. Но главная мысль в том, что ожидания окружающих влияют на Я-концепцию и наоборот.
Следующий акцент в исследовании феномена ожидания, был сделан Мертон Р. Считается, что именно он впервые обратил внимание ученых на такое явление как самосбывающиеся пророчества. [13, с.345]
Розенталь Р. в своих широко известных экспериментах о "предвзятости экспериментатора" обнаружил, что иногда исследуемые ведут себя так, как от них ждут. Многочисленные экспериментаторы (Крано В. и Меллон Ф.; Розенталь Р. и Джейкобс Л. и др.) подтвердили влияние ожиданий учителей на успешность учеников. "Можно ли сказать, что восприятие педагогом способностей и достижений их учеников является не только следствием успеваемости учащихся, но и ее причиной? Результаты корреляционного исследования, выполненного Крано У. и Меллон Ф. с участием 4300 британских школьников, позволяют утвердительно ответить на этот вопрос". [10, с.149] Это означает, что ожидаемые хорошие результаты от ученика будут замечаться, а неуспехи игнорироваться; этому ученику педагог будет уделять больше внимания и усилий, чтобы оправдать свои ожидания и таким образом формируется цепочка: ожидания педагога внимание ученику больше ученик получает, чем другие достижения в учебе подтверждение ожиданий педагога и так далее.
Теоретические основы изучения внимания. Определение
внимания
Внимание –
важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку и в его повседневной жизни – в быту, общении, спорте.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрении которых ...
Анализ специфики образовательного учреждения, целей и задач
Цели и задачи МОУ «Гимназия № 85».
Основными целями гимназии является:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ;
- Формирование ...
Эффект от внедрения комплексной сказкотерапии.
1. Снижение уровня внутренней тревожности и агрессивности, повышение успеваемости, развитие позитивной коммуникации, развитие нравственных ценностей и творческих способностей у детей и подростков, взрослых.
2. Стабилизация социально-психологического климата в семьях и психолого-педагогических коллективах.
3. Создание новых учебно-разв ...