Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии
Страница 2

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии

Наши социальные убеждения и суждения важны, ибо они обладают силой воздействия. Когда наши идеи толкают нас на совершение поступков, с очевидностью доказывающих их правоту, они превращаются в сбывшиеся пророчества.

Но ожидания педагога на успеваемость ученика имеют свои ограничения. "Невысокие ожидания педагога не фатальны для одаренного ребенка, а высокие не превратят чудесным образом неспособного ученика в "гордость класса". По своей природе человек не столь податлив" [10, с.149] Но, судя по всему, высокие ожидания педагога способны повлиять на тех неуспевающих учеников, для которых его поддержка может оказаться глотком свежего воздуха, помогающего им удержаться на плаву.

Влияет также ожидания учеников в отношении педагога. Они больше приобретают знаний, чаще посещают лекции, если есть положительное ожидание и наоборот. Например, приступая к изучению того или иного курса, вы, конечно, были уже наслышаны о том, что на лекциях "у профессора Смита интересно". Подобные ожидания способны повлиять как на ученика, так и на педагога, как подтвердили эксперименты Р.Релдмана и Т.Прохозк. [10, с.149].

"Как и все прочие социальные феномены, тенденция, выражающаяся в том, что поведение окружающих подтверждает наши ожидания, имеет свои пределы. Нередко ожидания прогнозируют поведение просто потому, что они справедливы. Кроме того, люди, заранее предубежденные о том какие надежды на них возлагают, могут стремиться превзойти ожидания. Если Чак знает, что, по мнению Джейн, у него "ветер в голове", он, возможно, захочет сделать все, чтобы опровергнуть это впечатление. Если Джейн знает, что Чак не ждет от нее дружеского участия, она, возможно, постарается доказать ему обратное. [10, с.153]

По мнению У.Свона и Р.Илай, существует и иное условие, при котором мы, скорее всего, не оправдаем ожиданий, связанных с нами другими: когда их ожидания входят в противоречие с нашей четкой Я-концепцией. Так исследователи сообщают: когда "заядлую тусовщицу" интервьюировал человек, ожидавший увидеть перед собой интроверта, изменялось не поведение интервьюируемого, а представление о нем интервьюера. Напротив, неуверенные в себе интервьюируемые чаще всего оправдывают ожидания интервьюеров.

Наши убеждения относительно самих себя тоже могут быть самореализующимися. То, что люди нередко реализуют прогнозы, сделанные ими относительно собственного поведения, было доказано С.Шерманом в нескольких экспериментах. Когда группе жителей города Блумингтон (штат Индиана) позвонили по телефону и спросили, не хотят ли они оказать помощь Американскому онкологическому обществу и безвозмездно отработать три часа, согласие изъявили лишь 4% опрошенных. Когда же звонили другим людям и просили спрогнозировать их реакцию на тот случай, если к ним обратятся с подобной просьбой, почти половина выразила готовность помочь. И они действительно помогли, когда Обществу понадобилась их помощь. Если у нас есть некий план, относительно наших поступков в тех или иных обстоятельствах, вероятность того, что мы будем действовать в соответствии с ними, весьма велика. [10, с.154]

Самореализующиеся пророчества присутствуют во всех сферах нашей жизни. Наши ожидания независимо от того, верны они или неверны, играют значительную роль в формировании облика реальности. Например, ощущение того, что вы кому-то нравитесь, делает вас более любящим. И это не все: чем более мы неуверенны и мучимы сомнениями, тем большую симпатию испытываем к тому, кому нравимся. По поводу этого Кертис Р. и Миллер К. провели эксперимент. "Они убедили одних испытуемых в том, что они нравятся своему партнеру, а других - в том, что они партнеру не нравятся. В последующем взаимодействии те испытуемые, которые думали, что вызывают у партнера симпатию, вели себя более располагающе, чем испытуемые, которые считали, что они симпатии не вызывают: то есть первые больше раскрывались в беседах, меньше выражали несогласие с партнером, в общем вели себя по отношению к тому, кому (как они ожидали) нравились, более сердечно и дружелюбно, чем те, кто думал, что они партнеру не нравятся.

Более того, испытуемые, полагавшие, что они вызывают симпатию партнеров, действительно вызвали их симпатию, в то время как испытуемые, полагавшие, что они не вызывают симпатию партнеров, как раз и не вызвали их симпатию. Таким образом, интересно, что поведение испытуемых, считавших, что они либо нравятся, либо не нравятся своим партнерам, вызвали ответное поведение партнеров, притом что партнеры на самом деле первоначально не выражали своей симпатии или антипатии по отношению к испытуемому". [1, с.385-386]. Партнеры, таким образом, были склонны вести себя "зеркально" по отношению друг к другу. Ожидания испытуемых вызвали подобные ожидания у партнеров. Таким образом, наши ожидания формируют соответствующее им поведение и это поведение вызывает определенную реакцию у партнера, которая соответствует ожиданиям и результат оказывается самосбывшемся пророчеством.

Страницы: 1 2 3 4 5


Введение.
Рассматривая данную тему, я буду руководствоваться не только психологическими теориями, но и философскими ученьями Для того чтобы легче освоить столь глубинный вопрос я разделю его на две части Это сам термин восприятия который будет рассмотрен как с чисто психологической так и с медицинской точки зрения Ведь психология играет важную р ...

Общение со взрослыми и его влияние на становление личности подростка. Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новы ...

Система занятий трудом по формированию основных видов мышления у детей
Разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд имеет большое образовательное значение. Он расширяет кр ...