Психосоциальная помощь с подростками, совершившими правонарушения. Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения
Страница 1

Информация » Психологические особенности подростков-правонарушителей » Психосоциальная помощь с подростками, совершившими правонарушения. Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения

Эффективность психосоциальной работы с подростками-правонарушителями зависит от коллектива сотрудников. Структурными звеньями являются работники различных отделов и служб, психосоциальный работник, работники общеобразовательной школы, социальный работник, профессионально-технического училища и медицинской части. Психосоциальная работа с подростками-правонарушителями направлена на психологическую поддержку и эмоциональную нестабильность подростков. В зависимости от направленности психосоциальной работы с подростками-правонарушителями можно выделить следующие стратегии:

-работа с «группами риска» в медицинских и медико-социальных учреждениях; создание сети социально-поддерживающих учреждений;

работа в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ;

-работа с семьей.

Но можно выделить наиболее эффективные направления работы с подростками-правонарушителями, которые могут лежать в основе составления реабилитационных и психокоррекционных программ.[8]

1. Игротерапия, т. е. использование разного рода игр. Игра — это естественная обстановка для самовыражения подростка. То, что подросток делает во время игры, символизируются его эмоции и страхи. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними. Игра помогает строить хорошие отношения между подростком-правонарушителем и психологом и его поведение будет спонтанное. Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни подростка-правонарушителя. Для работы с подростками психолог может использовать свободную игру и директивную (управляемую).

2. Арттерапия. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с подростками психолог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами.

3. Музыкотерапия позволяет работать с подростками-правонарушителями, испытывающими страхи, тревожность, беспокойство, Например: при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревожность и т. д.

4. Библиотерапия. Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи подростков, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для подростков ситуации. Для проведения такого вида работы можно порекомендовать для подростков разных возрастов использование произведений классиков литературы.

5.Логотерапия — это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и подростком. Логотерапия предполагает разговор с подростком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

6. Психодрама, или драмотерапия — это использование в работе психолога кукольной драматизации. Взрослые (или старшие дети) разыгрывают кукольный спектакль, «проигрывая» конфликтные и значимые для подростка ситуации, предлагая ему как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней. С подростками, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффект дает применение метода биодрамы. Суть его в том, что подростки готовят представление, но все действующие лица в нем — звери. Переживания подростков, реализуемые через образы животных, отличаются от человеческих и в то же время помогают понять чувства других.

7. Моритатерапия. Метод, с помощью которого психолог ставит ребенка в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих. Психолог предлагает ребенку высказать свое мнение о чем-то, а затем корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты, интонацию и. д. Другими словами, этот метод помогает воспитывать правила хорошего тона, соответствовать нормам и правилам культуры общества, в котором находится ребенок в настоящее время. Психолог может порекомендовать воспитателям и социальным педагогам, как изучить ребенка вести себя в конкретной ситуации, в которую он попадет.

Страницы: 1 2


Катарсис.
Катарсис - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании. Если человек наблюдает и сопереживает драматические ситуации других людей, существенно более тягостные и травмирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому, оценивая их в сравнении с чужими. Издревле катарсис связывают с театром. ...

Семья: воздействие семьи на подростков. Семья - как малая социальная группа
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, которая о ...

В группе детского сада № 2 «Светлячок» города Вятские Поляны
Бабушкина Никиты Бабушкин Никита посещает детский сад с ясельной группы. Адаптационный период пережил спокойно, без трудностей. В ясельках зарекомендовал себя, как старательный, целеустремленный и дисциплинированный ребенок Перейдя в среднюю группу, произошли резкие изменения в личном отношении дошкольника. Никита стал раздражительным ...