Типологии личности по темпераменту.

Личность и поведение » Типологии личности по темпераменту.

Наиболее известная и популярная концепция четырех типов темперамента сформулирована Гиппократом, Галеном и И.П. Павловым. В последние десятилетия исследования темперамента осуществлялись и как изолированного психического фактора поведения (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицина, Н.И. Красногорский), так и в непосредственной связи с тревожностью, экстраверсией - интроверсией, ригидностью и т.п. (Р. Кэттел, Г. Айзенк, Я. Стреляу). Темперамент обусловлен врожденными динамическими свойствами нервной системы, которые определяют скорость реагирования, адаптации и степень эмоциональной возбудимости. Основные типы темперамента следующие.

Холерики - активные, целеустремленные, эмоциональные, смелые личности. Нервная система характеризуется большой силой с преобладанием возбуждения над торможением. Как правило, холерики склонны к командованию и лидерству, бывают неоправданно поспешны в обвинениях и действиях, вспыльчивы и конфликтны, с перепадами настроений и работоспособности. Они быстро схватывают все новое, сразу настраиваются на высокий ритм деятельности, но не способны долго заниматься однообразной работой. Сангвиники быстры, легко переключаются с одной работы на другую, общительны, оптимистичны, прагматичны и гибки. Так же, как холерики, они ориентированы на риск, быстрый результат, свободу действий. Предпочитают карьеру в сфере бизнеса, политики, управления. Сангвиники обладают сильной уравновешенной подвижной нервной системой, которая обеспечивает быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям. Условные тормозные реакции, в отличие от холериков, образуются быстро, они сильны и устойчивы.

Флегматики медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, спокойны, консервативны. Они обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей стабильное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе. Флегматик легко, хотя и несколько дольше, чем холерик и сангвиник, приспосабливается к социальной среде, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Меланхолики характеризуются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мир переживаний, мыслей. Нередко обладают творческими способностями. Меланхолики - люди со сложной чувствительной натурой, слабой нервной системой, которая в напряженных ситуациях (конфликты, опасности) часто приходит в состояние фрустрации, стопора. В результате падает мотивация, ухудшаются результаты деятельности. Неуравновешенный тип и с общей пониженной возбудимостью коры. Медленно приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам.

В зависимости от темперамента человек предрасположен к доминированию определенных эмоций: одни изначально склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие - к гневу, отвращению, враждебности (холерический темперамент), третьи - к грусти и мечтам (меланхолики), четвертые - к стабильной позитивной самооценке и интенсивной работе (флегматики). Отсюда и особенности организационного поведения. Холерики хороши для работы в нестандартной ситуации, где нужна мгновенная реакция; сангвиники реализуют себя в предпринимательстве, отлично справляются с функциями управления и разрешения конфликтов; флегматики - лучшие снайперы, полярники, фермеры; меланхолик подходит для работы швеей-мотористкой, на конвейерной сборке и т.п.


Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация: сущность и виды
Мотивация — одно из ключевых психологических понятий, объясняющих истоки активности личности. Мотивация находит свое выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступков. Когда говорят о мотивации, то подразумевают потребности и влечения, установки и интересы, стремл ...

Занятие 4
Тема: Внимание. Дорога к взаимопониманию и доверию Цель занятия: т тренировка ассоциативного восприятия и творческого мышления, продолжение работы над сплоченностью группы, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Игра "Какой я?". Участник, называя себя, подбирает определение себе, говорит, какой он и ...

Лабораторная работа № 9
Тема: Характер Методика: Акцентуации характера (по Шмишеку). Цель: Определить доминирующий тип акцентуации характера Оборудование: опросник, характеристики акцентуаций, ключ Порядок работы Инструкция. Ответьте на 88 вопросов «да, согласен» («+») или «нет, не согласен» («-»). Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь. Опросник 1. В ...