Роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у подростков
Страница 1

Информация » Причины конфликтов подростка и взрослого » Роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у подростков

Освоение нового сопровождается количественным накоплением и качественным преобразованием, отказом от того, что мешает усвоению нового опыта. Для достижения нового качества подросток должен превзойти самого себя, преодолеть психологический барьер, доказав самому себе и окружающим возможность изменений. Но для того чтобы это сделать, он должен понять: что-то идет не так, как требуется и как хочет он сам. Психологический барьер - это своего рода беспокойство из-за того, что подросток не такой, как другие. В этом случае возникает эмоциональная реакция - недовольства, неудовлетворенности, негодования, расстройства настроения. Чем сильнее эти чувства, тем вероятнее, что подросток страдает. Его страдания специфичны. Если он считает, что то, чего он хочет, значимо и ценно, но достичь этого не может, он протестует. Этот протест может быть выражен в форме раздражения, агрессии, явного недовольства. В ситуации, когда кто-то считает, что декларируемые ценности подростка незначимы и при этом сам оказывает сопротивление его желаниям, возникает "сломленность", затем - смирение и отчаяние. Однако возможны фрустрации: ощущение непреодолимых трудностей и потрясение в случаях невероятного, неожиданного поступка со стороны значимого другого, которому подросток верил. Страдания могут проявляться у подростка в виде тревоги, смирения или апатии. Но отрицательные переживания, связанные со страданиями, не бесконечны. На смену плохому настроению, раздражению, недовольству приходит успокоение.

Психологический барьер появляется и в том случае, когда возникает сомнение в правильности того, что подросток выбирает. Однако оно может и не возникнуть, когда он полагает, что абсолютно прав. Тогда подросток продолжает поступать так, как считает нужным. Возможен и третий вариант психологического барьера - подросток начинает решать новые задачи, но 35

старыми способами, которые неадекватны новым ситуациям. Такой барьер можно назвать когнитивным. Под психологическим барьером будем понимать использование прошлого опыта, неадекватного новым ситуациям.

Психологический барьер - общая характеристика перехода от статики к динамике, от старого к новому, от легкого к трудному, от привлекательного к менее привлекательному, но необходимому. Для того чтобы быть умнее, интеллектуально более развитым, человеку надо понять, как мало он знает. Это тоже своего рода преодоление психологического барьера. Психологический барьер имеет две функции - положительную и отрицательную. Положительная состоит в том, что личность переходит на новый уровень развития, преодолевая препятствия и трудности. Отрицательная функция проявляется в торможении, выполнении одного и того же, от чего следует отказаться, но человек этого не понимает или не хочет принимать в данный момент. [19, c 146]

P. X. Шакуров исследуя механизмы психодинамики, пришел к выводу, что появление и преодоление психологических барьеров представляет собой главную форму отношений человека с миром.

Ученый соотносит психологические барьеры с потребностями, неудовлетворение которых обуславливает структуру страданий. Если, потребность слабая, возникают вероятностный тормозящий и блокирующий типы психологических барьеров. Страдания в этом случае появляются как неприятность, которая сопровождается опасением, беспокойством, недовольством. Если же потребность сильная и она не удовлетворяется, возникают страх, паника, ярость, злость, отчаяние, депрессия. При сильном страдании у личности начинается кризис или потрясение. Р.Х. Шакуров дает классификацию барьеров:

информационные и предметно-вещественные;

природные и социальные;

статичные и динамичные;

простые и сложные;

трудные и легкие.

По сферам общественных отношений выделяют следующие барьеры: экономические, политические, правовые, религиозные, семейно-бытовые, межличностные и др. По отношению к субъекту они бывают внешними и внутренними, а по видам деятельности - трудовыми, игровыми, учебными.

Подросток должен понять, ради чего он хочет что-то приобрести; возможно, это сиюминутное влечение, которое впоследствии обернется неприятностью или несчастьем.

Психологические барьеры выступают в комплексе - преодоление одного сопровождается появлением другого.

Психологические барьеры необходимы, так как они приводят к преодолению отрицательного влияния окружающей среды и самого себя. Значимость барьеров позволяет переходить на новый уровень развития - эмоциональный, коммуникативный, познавательный.

Страницы: 1 2 3


Введение.
Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и без окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто ...

Психокоррекционные возможности сказкотерапии. Возрастная динамика использования психокоррекционно-развивающих функций народных сказок.
Как мы уже говорили, сказкотерапия удобна в работе с людьми разного возраста. Следует подробнее остановиться на специфичности применения сказки на разных возрастных этапах. В преднатальный, натальный и постнатальный период (до 3 лет) рекомендуется использование распевного, плавного чтения сказок с убаюкивающей интонацией, способной успо ...

Особенности мотивации профессионального самосовершенствования у студентов педвуза. Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов
Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им решать, согласно требованиям профессии. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их подготовки. ...