Роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у подростков
Страница 3

Информация » Причины конфликтов подростка и взрослого » Роль взрослых в преодолении аффекта неадекватности у подростков

Смысловые барьеры возникают по разным причинам:

1) частое предъявление одного и того же требования при отсутствии контроля выполнения;

2) не постоянное, а ситуативное предъявление требований;

разные подходы взрослых к действиям подростков: за один и тот же поступок одни из них хвалят, другие порицают, третьи - вообще их не замечают;

3) несоответствие уровня притязаний уровню достижений, что может проявиться как у педагогов, так и у подростков (педагог считает, что он добивался всегда очень высоких результатов, а подростки этого класса не умеют подчиняться, не могут быть самостоятельными, поэтому начинает упрекать их в нерадивости). Возникает желание что-то доказать, силы тратятся не на главное, а на косвенное - выяснение отношений вместо самой работы, анализ ее результатов, а не качественных способов выполнения. Так учитель становится "несправедливым". [2, c 79]

Часто смысловой барьер приводит к аффекту неадекватности. Это отрицание требований взрослых при высокой неадекватной самооценке. Школьник не признает замечаний, считает их излишними, надуманными и несправедливыми. Поскольку долго так продолжаться не может, он начинает конфликтовать с педагогами, родителями, одноклассниками.

Причины данного аффекта таковы:

1) высокие авансы, раздаваемые детям, не подтверждаются реальными их достижениями;

2) работает мотивация престижа вместо познавательной или нравственной;

3) незаслуженно высокие оценки, поставленные не за процесс деятельности, а за результат;

4) демонстративный тип акцептуации характера, при котором подросток во что бы то ни стало хочет обратить на себя внимание, совершая вызывающие поступки, предлагая экстравагантные решения, чтобы доказать кому-то свою правоту, при этом силы распределяются неравномерно и неправильно;

5) сочетание типа нервной системы с сформированными на основе данных типов отрицательными чертами характера. Слабость нервных процессов провоцирует меланхолика фиксироваться на незначимых замечаниях, поэтому ему кажется, что громкий голос педагога - это проявление грубости.

Таким образом аффект неадекватности - это своеобразное проявление психологического барьера, который, таким образом, может выполнять две функции - положительную и отрицательную. Положительная состоит в том, что приводит подростка к осмыслению своих трудностей, поэтому она стимулирует развитие. Отрицательная возникает тогда, когда трудности не преодолеваются, остаются, переносятся в другие ситуаций, поэтому подросток совершает одни и те же ошибки, которые ничему его не учат. Ошибки он совершает в общении с другими людьми, в обучении, освоении норм и правил социальной жизни. В результате всего этого появляются психические травмы, с которыми подростки не в состоянии справиться сами. Поэтому на взросление подростка большое влияние оказывает учение, семья, окружающие взрослые, сверстники.

Страницы: 1 2 3 


Приложения
Приложение 1 Диагностика Интервью: Твои проблемы. (Беседа) Диагностика “Эмоционально-волевой сферы у подростков” Люшер Диагностика состояния агрессии у подростков Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, дес ...

Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности
Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Таким образом, половая идентичность – это фенотип, сплав врожденного и приобретенного. Данное ...

Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога — необходимые условия для воспитания культуры поведения. Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит мно ...