Экспериментальное исследование влияния среды на готовность младшего школьника к обучению в средней школе. Анализ методов и методик исследования
Страница 1

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Экспериментальное исследование влияния среды на готовность младшего школьника к обучению в средней школе. Анализ методов и методик исследования

В соответствии с целью мы определили следующие задачи исследования:

1. Изучить зависимость между физическим и психическим здоровьем ребенка и его способностью адаптироваться.

2. Определить зависимость между мотивацией школьника и адаптацией его при переходе из начальной в среднюю школу.

3. Изучить возможности влияния среды на готовность младшего школьника к обучению в средней школе.

Объектом нашего исследования выступили учащиеся 5-го класса средней общеобразовательной школы № 2 г.Новый Уренгой в количестве 18 человек мужского и женского пола.

Для решения первой задачи нами были изучены медицинские карты испытуемых. Результаты представлены нами ниже в п. 3.2.

Для решения второй задачи, чтобы оценить уровень школьной мотивации мы использовали специальную анкету

, предложенную Р.В.Овчаровой

, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла) (приложение 1).

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в средней школе. Он успешно принимает новые требования, овладевает новой для него предметной деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Важным фактором успешной адаптации является среда, т.е. то окружение, которое в данный момент воздействует на школьника-пятиклассника. Поэтому для решения третьей задачи мы применили методику ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) ребенка, предложенной Р.В.Овчаровой.

Ребенок должен отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения (семья, коллектив, среда неформального общения) (см. приложение 2).

I. Семья

1. Друг.

2. Привязан к родителям.

3. Замкнут, отгорожен.

4. Конфликтен.

5. Примыкает к одному из родных.

6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает).

7. Выталкивается из семьи.

II. Коллектив

1. Руководитель.

2. Авторитетный помощник.

3. Формальный помощник.

4. Имеет временные роли.

5. Не имеет определенной роли, но авторитетен.

6. Не имеет роли и поддержки в коллективе.

7. Изолирован.

III. Среда неформального общения

1. Лидер.

2. Приветствуемый.

3. Независим в группе.

4. Примыкает к группе без проблем.

5. Вне группы, но пользуется авторитетом.

6. Примыкает к группе ценой жертв (примыкаемый).

7. Отвергаемый.

Страницы: 1 2


Занятие 9
Цель: Сплочение группы Ход занятия: Приветствие участников группы, упражнения для включения в работу. Основная часть занятия, направленная на сплочение группы. Подведение итогов, обсуждение занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Упражнение-игра "Тик-так" Цель: снятие напряжения, активизация внимания. ...

Здоровый образ жизни и его составляющие
1. Рациональное питание. Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно с ...

Виды и средства общения
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение может быть формальным и межл ...