Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации школьников к обучению в среднем звене. Адаптационная программа для учащихся пятых классов
Страница 1

Информация » Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене » Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период адаптации школьников к обучению в среднем звене. Адаптационная программа для учащихся пятых классов

Наша психолого-педагогическое сопровождение проводилось с учащимися 5 класса Б, так как этот класс показал низкий уровень готовности к обучению в среднем звене, что является одним из факторов затрудняющих адаптацию. Работа проводилась с детьми как индивидуально, так и в микрогруппах, которые формировались на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников состояло из трех этапов. Первый этап это проведение адаптационной недели.

Логика развития адаптационного периода пятиклассников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; а поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новой ступени школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта "здесь и сейчас".

Работа была организована по принципу тренинговой группы, так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы - в течение 5 дней по 1-1,5 часа.

Данный этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен знакомству учеников друг с другом. хотя ребята и закончили вместе начальную школу, все же в 5 В классе появились новички. В ходе занятий ребята делились тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное - в каждом.

Очень важно помнить, что с первых минут в классе необходимо создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии - поиска. На этом этапе с точки зрения целесообразности мы пригласили к участию несколько основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали о себе, своей жизни, своих увлечениях.

Далее мы предоставили ребятам возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Так, удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия - интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии", "Быть благодарным" (т.е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без "не", так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, "не драться", следовательно ,нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил. Еще одной значимой содержательной частью данного этапа было создание портрета настоящего школьника. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответствующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Учащиеся иллюстрировали свои аргументы драматизацией.

Страницы: 1 2 3 4


Садик и агрессивность
Дети в этом возрасте могут быть достаточно жестокими, особенно негативное мнение, то поменять его будет очень сложно: ребенка будут дразнить, обижать. У детей не так уж много способов противостоять давлению сверстников, а если к этому давлению подключиться еще и воспитатель, то без помощи взрослого ребенку не справиться. Несоответствие ...

Зоны. Зоны дистанций
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Америке, России, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны) . 1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта самая главная, посколь ...

Эмпирическая часть. Проведение исследования
Для проверки своей гипотезы, автором работы была взята группа человек, состоящая из десяти испытуемых. Исследование проводилось в индивидуальном порядке, т.е. отдельно с каждым испытуемым, в удобное для него время и в комфортном месте, дабы исключить, или свести к минимуму внешние воздействия. Тестирования проходили по одному принципу: ...