Особенности организации психолого-педагогического сопровождения в период
адаптации школьников к обучению в среднем звене. Адаптационная
программа для учащихся пятых классовСтраница 2
Заключение адаптационной недели пятиклассники было связано с утверждением и осознанием появления нового сообщества - класса. На этом этапе ребята создавали автопортрет своего класса. Это был коллективный рисунок: "живые картинки", устная презентация своего коллектива. Работа была организована таким образом, что каждый ученик внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределяются поручения в классе. Закончился данный этап мероприятием для параллели 5-х классов. На спортивном мероприятие «Веселые старты» учащиеся всех пятых классов представили свои презентации. Эмоциональное переживание за успех своей команды лишь способствует укреплению чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.
Это позволило определить основные направления адаптационной поддержки второго этапа. Нами была использована программа «Новичок в средней школе» автор-составитель Осипова Елена Анатольевна (Приложение 5).
В данной программе сделана попытка учесть значение зоны ближайшего развития в освоении коммуникативных навыков. Занятия должны помочь пятиклассникам в период адаптации. Важно учитывать не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10–11 лет.
В средней школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие дети не готовы. Учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы.
Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи:
Для пятиклассников:
помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;
помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
помочь детям принять “новых” учителей;
пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).
Для учителей-предметников:
снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Для родителей:
снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
создать атмосферу сотрудничества;
договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:
1. Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях (Приложение 6).
Лабораторная работа № 8
Тема: Темперамент
Методика: Формула темперамента.
Цель: Определить процентное соотношение типов темперамента, присущее данному конкретному человеку.
Оборудование: перечень качеств личности.
Порядок работы
1. Ознакомьтесь с инструкцией:
"Отметьте знаком "+" те качества темперамента, указанные ниже, которые для вас об ...
Обсуждение результатов.
Проведя конечную диагностику и посчитав критерий Стьюдента, мы получили следующие результаты: экспериментальная группа показала значительное снижение уровня агрессивности. Так, например, в методике «несуществующее животное» во вторичной диагностике наблюдалось 6-8 элементов указывающих на агрессию (рога, зубы, когти и т.д.), а после про ...
Проблемы
и особенности подростков, играющих в азартные игры
Употребление подростком или молодым человеком табака, алкоголя или наркотиков и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) формам поведения. Однако следует понять и признать тот факт, что определенные стереотипы поведения особенно в подростковом периоде входят в типичную возрастную структуру и при их ...