Экспериментальное исследование влияния среды на готовность младшего школьника к обучению в средней школе. Анализ методов и методик исследования
Страница 2

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Экспериментальное исследование влияния среды на готовность младшего школьника к обучению в средней школе. Анализ методов и методик исследования

Определив позицию ребенка по уровням его средовой адаптации, можно построить график (см. приложение 2). На каждом из трех направлений ставится точка. Для наглядности и из расчета, что сфера дезадаптивного всегда захватывает смежные области, через поставленную точку проводится окружность, примерно в одну треть радиуса. На схеме возникают три круга, отстоящие от центра схемы на определенном расстоянии или наслаивающиеся на него и друг на друга. Чем ближе к центру и чем больше наслоение, тем лучше идет адаптация.

При появлении зазора между кругами следует предположить, что имеются признаки средовой дезадаптации, которые нужно помочь ликвидировать. Расхождения всех трех кругов сигнализируют о необходимости предпринять срочные меры педагогической реабилитации.

Стоит учесть, что данная схема ориентирована на внутреннюю сторону адаптации, т.е. на содержание переживаний учащегося. Естественно, что она должна сопоставляться с внешней стороной адаптации, отражающейся в картине поведения.

Родителям группы детей испытуемых было предложено заполнить анкету «Проблемная карта готовности учащегося к обучению в средней школе»,

которая предложена А.Ю.Монаховой. Данная методика направлена на определение готовности и выявление трудностей в адаптации учащихся к средней школе по сферам – мотивация, интеллектуальные способности, социальные возможности ребенка, его речевая культура и система ценностей. Каждая из сфер оценивалась родителями по 5-ти балльной шкале и определялся доминирующий критерий – ниже нормы, норма и выше нормы. С целью предупреждения трудностей и исключения противоречий данные сопоставляются с данными учащихся. Результаты по данной методике представлены в виде таблиц и диаграмм в п. 3.2.

Таким образом, у каждого психолога должно быть комплексное представление о готовности ребенка к предметному обучению, на основе которого с помощью различных способов он сам может участвовать в диагностике этого параметра, распределении детей по классам и уровням обучения, прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью. Их знание поможет психологу лучше сориентироваться в трудностях школьной адаптации детей, определить виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха.

Страницы: 1 2 


Теоретическое обоснование проблемы одиночества пожилых как фактора дезадаптации. Понятие дезадаптации в психолого-педагогической литературе
Адаптация- феномен психологии личности. Адаптация представляет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой. Основная цель самораскрытия личности в начальный период адаптации заключается в сохранении соб ...

Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность работы
Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Фрейдистский подход к внутриличностным конфликтам. Будучи врагом утопий и иллюзий, Фрейд отказался считать ...

Выводы
1. На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод: пожарные считают, что самыми важными экологическими проблемами являются проблемы загрязнения окружающей среды - 75% и воды - 55%; - решение экологических проблем возможно с помощью строительства новых очистных сооружений на зав ...