Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии
Страница 1

Информация » Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности беременных женщин » Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии

«Мы не можем смотреть на материнство только с точки зрения его благополучного завершения. Мы должны вникнуть в жизнь молодой женщины и ознакомиться с мыслями и переживаниями, которые в конечном итоге и приводят ее к желанию стать матерью»[14], - пишет Грантли Дик-Рид.

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе (преимущественно, зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством.

Дивиантное материнство в настоящее время является одной из наиболее острых областей исследования в психологии, как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Сюда включаются проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах. В этом отношении большое значение имеет целостное представление о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом развитии.

Существуют различные концепции психики и ее содержания у беременной женщины. Наталья Боровикова говорит о том, что беременность – это синдром, это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивающийся не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка. Синдром беременности - как правило, переживается не бессознательном уровне, и каждый из этих симптомов присутствует у всех беременных, только с разной степенью выраженности. Ярче все это проявляется при первой беременности. По мнению Н.Боровиковой, симптомы составляют синдром (структура психики):

- симптом - аффект осознания себя беременной. Какой бы беременность не была, возникают эмоции, которые могут быть элементами неожиданности. Может быть застревание на каком-либо этапе. Наиболее сложно этот симптом протекает у женщин с высшим образованием;

- симптом - принятия решения. Два полюса - я и беременность. Акцент на себе;

- симптом - нового «я». Рефлексивное принятие нового образа «я» в положении;

- симптом - эмоциональной лабильности. Настроение меняется очень часто. Если это так, то будет наблюдаться тошнота и рвота (у большого процента женщин), если предменструальный синдром явно выражен - то также будет тошнота и рвота;

- симптом - противоречивого отношения к беременности. С одной стороны - гордость в связи с женственностью, с другой стороны страх и беспокойство, навязанное социальными установками. Например: Роды - это такой кошмар .

- симптом - приятия новой жизни в себе. 2 этапа:

1) женщина осознает, что будет иметь ребенка;

2) перенос доминанты на ребенка;

- симптом - перинатальной дисморфофобии (дис - расстройство, морфо - структура, фобии - страх). У большинства женщин страх о своем организме;

- симптом - завышенных притязаний. У женщин в перинатальном периоде гораздо больше требований к окружающим. Повышенный уровень притязаний к отцу ребенка;

- симптом - ощущения депривации. У большинства женщин есть ощущение, что ей уделяется не так много внимания. Кажется, что внимания недостаточно;

- симптом - сексуальной неполноценности периода беременности;

- симптом - пигмалионизация родившегося ребенка.

Выделим еще одну концепцию, которую выдвинул Сильвио Фанти. По его мнению, микропсихоанализ всю человеческую жизнь обобщает в трех войнах, которые разделяют Эдипов комплекс на фазы психосексуального развития. Из 3-х войн, мы рассмотрим первую. Первая война - пренатальная война. Длится с момента зачатия и до рождения. С момента зачатия и до рождения эмбрион противопоставляет свою филогенетическую агрессивность - агрессивным реакциям матери. Отношение между эмбрионом и матерью - это рукопашная битва. Это можно проиллюстрировать следующим примером:

Страницы: 1 2 3 4 5


Психология манипуляции. Манипуляция на уровне психических процессов
В том искусственном мире культуры, который окружает человека, выделяется особый мир слов – логосфера. Он включает в себя язык как средство общения и все формы «вербального мышления», в котором мысли облекаются в слова. Язык как система понятий, в которых человек воспринимает мир и общество, есть самое главное средство подчинения. В куль ...

Определение влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих
Для того, чтобы проверить гипотезу, поставленную в данном исследовании, необходимо использовать математический метод корреляции Пирсона который позволяет определить взаимосвязь между различными исследуемыми признаками, проведенными на одной и той же выборке. Таблица 9. Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе Ш ...

Соотношение биологического и социального
Рис. 8 - Соотношение базовых понятий Рис. 9 - Факторы формирования личности Вопросы для самопроверки: 1. Из чего состоит личность человека? 2. Какие факторы влияют на формирование личности? 3. Какие можно выделить социальные факторы? ...