Состояние психики и
тревожности во время беременности. Психика
с точки зрения перинатальной психологииСтраница 4
2. Мотивационный. Мотивационный конфликт или незрелость мотивации рождения ребенка. Осложняет адаптацию к беременности и материнству со стороны непринятия беременности, ребенка, себя как матери, затрудняет формирование родительской позиции. В сочетании с несформированными адаптационными механизмами усугубляет невротизацию и соматизацию, у высокоадаптированных личностей проявляется в феноменах игнорирования, перевода цели в средство, замены целей и т.п.
3. Наличие объективных причин, осложняющих адаптацию к беременности и материнству (дополнительные факторы ситуации адаптации). Таких причин может быть три:
- нарушение здоровья женщины, осложняющее зачатие, вынашивание беременности и реализацию материнских функций (акушерская и экстрагенитальная патология);
- нарушение развития ребенка (физического и психического здоровья);
- осложнения в сфере семейных и социальных отношений, катастрофы и другие стрессовые обстоятельства»[17].
Исследования, проведенные Г.Г.Филипповой, показывают, что психологическая готовность к материнству (включающая ценность будущего ребенка, себя как матери, материнскую компетентность) во-первых, может рассматриваться как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству, а во-вторых, может быть выявлена до наступления беременности. Таким образом, по ее мнению, превентивная (предупреждающая) психологическая диагностика позволяет выявить взаимосвязь факторов и определить мишени и стратегии психологической коррекции и даже профилактики. Все это свидетельствует о том, что психологическая помощь женщинам с нарушением репродуктивной функции и психологической готовности к материнству, во-первых, необходима, а во-вторых, не должна ограничиваться коррекцией их психосоматического состояния. Она должна быть направлена на оптимизацию не только беременности, но и готовности к материнству в целом.
В настоящий момент семья в период ожидания ребенка и первого года его жизни окружена заботой исключительно медиков. Что само по себе очень важно. Однако существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психологическая помощь.
Медицинская помощь имеет целью формирование здорового ребенка и сохранение здоровья матери. Однако в начальный период развития закладывается не только физическое, но и психическое здоровье ребенка, и такие важные характеристики личности, как отношение к себе и окружающим, эмоциональный и интеллектуальный потенциал, стереотип поведения при столкновении с трудностями и, в определенной степени, характер и судьба человека. Представляется важной профилактика и коррекция нарушений психического развития и родительско - детских отношений именно в раннем возрасте, когда может быть получен наибольший эффект. Для этого надо предоставить семье возможность обратиться к специалистам, которые помогут сформировать родительскую ответственность и компетентность, приобрести знания в области обучения и воспитания младенцев (ибо первый институт формирования и обучения ребенка – это семья), диагностируют и скорректируют на раннем этапе возможные отклонения.
Медицинское обслуживание направлено на мать и на ребенка. Психолог рассматривает семью как целостное социальное, психологическое и духовное образование. Семья проходит кризисный период в своем развитии в связи с принятием женщиной и мужчиной новых социальных ролей, ответственности за ребенка, новых обязанностей, изменением отношений внутри семьи и семьи с обществом. В такой сложный момент многие семьи нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Душевное состояние женщины, ее контакт с ребенком, психологический комфорт в семье являются такими же факторами формирования соматического и душевного здоровья ребенка и сохранения здоровья матери, как и те показатели, которые находятся в зоне пристального внимания медиков (табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Сравнительная характеристика медицинской и психологической помощи семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни
|
Сравниваемые характеристики |
Медицинская помощь |
Психологическая помощь |
|
Объект помощи |
мать, ребенок |
семья в целом |
|
Цель просветительской работы |
повышение родительской компетентности в вопросах укрепления здоровья |
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка и гармонизации семейных отношений |
|
Цель профилактической работы |
профилактика соматической заболеваемости |
профилактика психической заболеваемости и девиантного поведения |
|
Предмет диагностики и терапии (коррекции) |
соматическое развитие и здоровье |
психическое и социальное развитие и здоровье |
Аддикции к еде
Переедание
Аддикция к еде возникает тогда, когда еда используется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реальности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неудачи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, используя для этого процесс еды. И это часто ...
Характер в структуре личности
Личность, как целостное образование, характеризуется глубиной и разнообразием связей с миром, с другими людьми, с самим собой. По достаточно точному и емкому определению С. Л. Рубинштейна: "Личность - это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек способный относится определенный образом к окружающе ...
Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в
образовательном процессе
Поскольку Я-концепция является прижизненным образованием человека в единстве когнитивных (содержание познавательных представлений о себе), эмоционально-ценностных (отношение к себе, которое оказывается в наборе самооценок) и поступковых (формонеоходимости Я-образа и Я-отношения в поведенческом процессе) компонентов, то полноценное разви ...

