Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии
Страница 3

Информация » Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности беременных женщин » Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии

Внутренняя картина беременности - это комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с ее беременностью, формирующийся у беременной женщины образ беременности, на основе которого она строит свое поведение, направленное на приспособление к ней или устранение ее.

Выделяют сенситивный, эмоциональный, когнитивный и мотивационные составляющие внутренней картины беременности:

1 уровень - чувственная ткань ВКБер. Это первичный уровень ВКБер. Она включает те смутные физические ощущения беременной женщины, как от беременности, так и создаваемые ребенком, которые еще нельзя выразить в словах.

2 уровень - первичное значение чувственной ткани. Ощущения выражаются в словах, становятся симптомами беременности.

3 уровень - вторичное значение. Связано с формированием концепции беременности.

4 уровень - уровень личностного смысла. Значимость беременности для самой беременной.

Для описания переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка и использования этих данных в диагностических и прогностических целях, целесообразным представляется определение «стиль переживания беременности». В него включается физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения в эти периоды, переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности:

1. «Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных по сроку размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, появление раздражительности, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду.

2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или маленьких по сроку размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период.

3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний»[16].

Филиппова Г.Г. выделяет факторы, влияющие на адаптацию к беременности и материнству:

1. «Несформированность адаптационных механизмов. Это общие психические особенности женщины, обуславливающие трудности адаптации и дезадаптивные формы переживания стрессовых и фрустрирующих ситуаций, сформированные в онтогенезе. Они сами могут вторично стать источником фрустраций. Несформированность адаптационных механизмов ведет к невротическим или психосоматическим формам реагирования, что может проявиться в нарушении репродуктивной функции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Комплекс занятий в бассейне на снижение тревожности
В течение 20 недель 15 человек, которые были отобраны в экспериментальную группу (согласились заниматься акватренингом), посещали занятия в бассейне. Цель акватренинга: Снизить ощущение тревожности у беременных женщин через придание будущим мамам уверенности в том, что они физически и психологически подготовлены к родам. Комплекс заня ...

Опытно-экспериментальная работа по исследованию сюжетно-ролевой игры как фактора развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий этап исследовательской раб
Опытная-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста Арзамасцевского ДОУ. Гипотеза : Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и кос ...

Резервные возможности и особенности человека
Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества - это раскрытие возможностей человека, его психики. Реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек. Это проявление при ...