Виды внимания
Страница 1

В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным или преднамеренным, и непроизвольным или непреднамеренным.

Непреднамеренное внимание

называется внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, действующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна, необычность объекта, его динамичность.

Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии объекта, привлекающего к себе внимание. Однако это свое свойство объекты охраняют лишь до тех пор, пока человек не привык к данной степени интенсивности.

Новизна, необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.

Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающиеся при сложных и длительных действиях, всегда вызывают особое внимание.

По своим физиологическим механизмам непреднамеренное внимание является ориентирным рефлексом в его различных видах. Во всех случаях непреднамеренное внимание возникает в результате внешних раздражении, которые на основании постоянных врожденных или предварительно выработанных условных связей вызывают оптимальное возбуждение в определенных условиях коры головного мозга и соответственно ориентированные реакции.

Для непреднамеренного внимания характерно то, что:

1. человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию,

2. оно наступает внезапно, сразу же после воздействия раздражения и в своей интенсивности обусловливается его особенностями,

3. оно является скоропреходящим: длится, пока действуют соответствующие раздражители и, если не принять необходимых мер к его закрытию в форме преднамеренного, прекращается.

Преднамеренное (произвольное) внимание

возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами стоящими перед человеком в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент.

Организованность. При преднамеренном внимании мы заранее направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психологические процессы.

Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на протяжении более и менее долгого времени, оно связано с планированием этой работы.

По своим физиологическим механизмам преднамеренное внимание связано с оптимальными нервными возбудителями определенных условий коры больших полушарий головного мозга, вызывающиеся и поддерживающиеся раздражениями 2-й сигнальной системы.

Преднамеренное внимание связано всегда со словами, в которых мы выражаем наше намерение или внутренний инструктаж, как надо поступать, на что обращать внимание. Эти слова – видимые, слышимые или……

1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности.

2. Сознание долга и своих обязанностей, способствующих выполнению данного вида деятельности.

Воспитание преднамеренного внимания связывается с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и необходимости данной деятельности. По существу непреднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.

Страницы: 1 2 3


Резервные возможности и особенности человека
Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества - это раскрытие возможностей человека, его психики. Реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек. Это проявление при ...

Экспериментально – психологические методики
В исследовании использовались следующие методики: 1. Диагностический опросник. Эта часть анкеты была разработана с использованием методик Томаса Такера, (журнал «Коммерсант ДЕНГИ») (№№ вопросов 20 – 28). Инструкция (правила) по заполнению анкеты и вопросы 1 – 19 были разработаны самостоятельно. Ниже приводится образец разработанной пе ...

Анализ основных направлений и форм работы психологической службы
Целями психологической службы гимназии являются: - содействие администрации и педагогическому коллективу гимназии в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, родителей, педагогических работников и друг ...