Виды вниманияСтраница 1
В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным или преднамеренным, и непроизвольным или непреднамеренным.
Непреднамеренное внимание
называется внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, действующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна, необычность объекта, его динамичность.
Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии объекта, привлекающего к себе внимание. Однако это свое свойство объекты охраняют лишь до тех пор, пока человек не привык к данной степени интенсивности.
Новизна, необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.
Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающиеся при сложных и длительных действиях, всегда вызывают особое внимание.
По своим физиологическим механизмам непреднамеренное внимание является ориентирным рефлексом в его различных видах. Во всех случаях непреднамеренное внимание возникает в результате внешних раздражении, которые на основании постоянных врожденных или предварительно выработанных условных связей вызывают оптимальное возбуждение в определенных условиях коры головного мозга и соответственно ориентированные реакции.
Для непреднамеренного внимания характерно то, что:
1. человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию,
2. оно наступает внезапно, сразу же после воздействия раздражения и в своей интенсивности обусловливается его особенностями,
3. оно является скоропреходящим: длится, пока действуют соответствующие раздражители и, если не принять необходимых мер к его закрытию в форме преднамеренного, прекращается.
Преднамеренное (произвольное) внимание
возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.
Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами стоящими перед человеком в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент.
Организованность. При преднамеренном внимании мы заранее направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психологические процессы.
Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на протяжении более и менее долгого времени, оно связано с планированием этой работы.
По своим физиологическим механизмам преднамеренное внимание связано с оптимальными нервными возбудителями определенных условий коры больших полушарий головного мозга, вызывающиеся и поддерживающиеся раздражениями 2-й сигнальной системы.
Преднамеренное внимание связано всегда со словами, в которых мы выражаем наше намерение или внутренний инструктаж, как надо поступать, на что обращать внимание. Эти слова – видимые, слышимые или……
1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности.
2. Сознание долга и своих обязанностей, способствующих выполнению данного вида деятельности.
Воспитание преднамеренного внимания связывается с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и необходимости данной деятельности. По существу непреднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.
Био- и социогенетические концепции развития психики
Биогенетическая теория
обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально – психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетиче ...
Заключение.
Наша работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На наш взгляд это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом, а так же и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. Относительно персп ...
Формирующий этап исследования
На формирующем этапе исследования стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, а также коррекция взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использу ...

