Резервные возможности и особенности человека
Страница 1

Информация » Краткий курс психофизиологии » Резервные возможности и особенности человека

Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества - это раскрытие возможностей человека, его психики.

Реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек. Это проявление принципа активности. Принцип активности имеет одну особенность. Любая активность — но удовлетворение потребности. Специалисты выделяют потребности биологические (организма) и социальные (личности). Наивысшей считается потребность самореализации, т.е. потребность реализовать свой потенциал.

Возможности человека стали предметом научного изучения лишь в последние пятьдесят лет, и связано это с развитием техники и деятельностью человека во все усложняющихся условиях.

Развитие возможностей заложены в самой природе человека и прежде всего в его активности.

Термин "резервы" применительно к человеку заимствован из теории надежности. Резервирование - главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Выделяется структурное и функциональное резервирование. Под структурным резервированием понимается наличие дополнительных элементов, которые могут заменить неисправные элементы, избыточность (наличие нескольких вариантов взаимодействия между элементами системы управления) и дублирование (автопилот самолета представляет собой тройную систему автоматического управления полетом, которые работают по принципу согласованности). Под функциональным резервированием понимаются те диапазоны условий, в которых система может выполнять возложенные на нее функции. В этом случае говорят о технических характеристиках системы, т.е. о функциональных возможностях техники.

Такой принцип можно использовать для анализа резервированности человека.

Строго по-научному, под функциональными возможностями рассматривается тот предельный уровень интенсивности физиологических процессов, при котором сохраняется константность их функционирования.

В более широком смысле функциональные возможности - это способность человека выполнить ту или иную работу с учетом его знаний, умений, навыков. Мы часто слышим, что предела возможностей челочка не существует, возможности человека беспредельны. Если говорить о человечестве, то история показывает все расширяющиеся возможности человека, в основе которых лежит опыт всех предыдущих поколений. Но если иметь в виду конкретного человека, то все-таки предел развития существует - это так называемые потенциальные возможности человека, слагаемые которых заключены в задатках, способностях и одаренности. Пределы развития возможностей человека изучаются на уровне биохимических, нейрофизиологических и физиологических процессов, но центральной проблемой является изучение возможностей психики. Психика осуществляет регуляцию взаимодействия организма человека с окружающей средой. Психика управляет всеми процессами в организме, а также нашим поведением и деятельностью. Вот почему развитие возможностей прежде всего связывается с резервами психики. Резервы психики это нереализованные возможности. Ученые считают, что в среднем современные люди реализуют свой потенциал на 30-40% и лишь некоторые - на 50-60%.

Развитие возможностей складывается из двух составляющих. Это естественный механизм роста, развития организма и психики в период созревания (до 18-23 лет) и целенаправленная деятельность человека. Факторы, сопутствующих развитию психических функций, возможностей человека:

Страницы: 1 2 3


Свойства
нервной системы низкая – 1 балл средняя – 2 балла высокая – 3 балла 1.Сила возбуждения а) опросник СНС Шкала 1 29 баллов и более 28-25 балов 24 балла и менее 2.Подвижность возбуждения а) опросник СНС Шкала 3 25 баллов и менее 26-29 баллов 30 баллов и более Для более дифференцированн ...

Психокоррекционные возможности сказкотерапии. Возрастная динамика использования психокоррекционно-развивающих функций народных сказок.
Как мы уже говорили, сказкотерапия удобна в работе с людьми разного возраста. Следует подробнее остановиться на специфичности применения сказки на разных возрастных этапах. В преднатальный, натальный и постнатальный период (до 3 лет) рекомендуется использование распевного, плавного чтения сказок с убаюкивающей интонацией, способной успо ...

Возрастные особенности проявления тревожности
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности ...