Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии
Страница 2

Информация » Занятия в бассейне (акватреннинг) как способ усовершенствования психопрофилактических занятий для снижения уровня тревожности беременных женщин » Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии

- внедрение эмбриона в стенку матки представляет собой случай людоедства и кровопийства.

- разрастание эмбриона можно сравнить с раковой опухолью, от которой мать любой ценой пытается избавиться.

- эмбрион - это сверхчувствительный приемник, способный воспринимать страхи, желания, недомогания, сексуального наслаждения своей матери, от которого она не отказывается ради него. Состояние войны, отличающее утробное развитие делает шаткой гипотезу Ранка о травме рождения: переход от внутри пренатальной безопасности, в угрожающий внешний мир, представляет собой никогда незаживающую рану, которая обуславливает возникновение страха и невроза.

Настроение беременной женщины переменчиво. В короткий отрезок времени оно может несколько раз меняться на прямо противоположное: то она счастлива, бодра, весела, то уже в следующий момент расстроена, огорчена, опечалена. Беременная женщина очень чувствительна и раздражительна, она гораздо острее, чем прежде, реагирует на окружающий мир, с трудом справляется с собой. Такая смена настроений случается из-за тех изменений, которые происходят с ней во время беременности.

Есть женщины, которые при беременности совершенно меняют свой облик, у других все остается без изменений — и характер, и поведение. Но за исключением крайностей, общим для будущих матерей является своя особая психология, меняющаяся из месяца в месяц. По мнению Лоранса Перну, эта эволюция тесно связана с физическими изменениями, и он разделил беременность с психологической точки зрения на три периода (триместра), как ее делят с точки зрения физиологии.

«Первый триместр — месяцы неуверенности и адаптации. Чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, включающий в себя и радость от неведения того, что происходит, и боязнь перед неизвестностью (особенно, если это впервые), и беспокойство о будущем (как решить материальные проблемы, возникающие с появлением ребенка), и опасения, что муж отдалится от нее за несколько месяцев беременности, и т.д.

Тошнота, бессонница, отсутствие аппетита — причины или следствие этих смешанных чувств — часто делают первые недели беременности утомительными.

Страх перед неизвестностью может привести к состоянию подавленности, женщина чувствует себя обезоруженной, зависимой, как в некоторых случаях инфантилизма.

Второй триместр — месяцы равновесия. Можно попытаться объяснить мужчине душевное состояние будущей матери, но вряд ли возможно описать ему ее чувство женщины, впервые ощутившей в себе биение жизни.

Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость, отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в существовании внутри себя новой жизни. Присутствие ребенка благотворно влияет не только на мысли, воображение будущей матери, но и на ее организм, поскольку это тесно взаимосвязано.

Третий триместр — месяцы отступления. В первые три месяца ребенок был надеждой, потом уверенностью, но не реальностью; во втором триместре его присутствие стало ощутимым; в третьем — он сделался единственным средоточием помыслов, интересов и занятий будущей матери.

Постепенно события повседневной жизни отступают на второй план, занимая женщину все меньше и меньше, ее мысли концентрируются на ребенке, которого она носит.

Это погружение в ребенка — основная черта третьего триместра. Будущая мать настолько занята мыслями об этом ребенке, что порой кажется, будто она хочет отстраниться даже от тех, кто ее любит.

Женщина становится безразличной ко многому не только в эмоциональном, но и в интеллектуальном плане: она с трудом заставляет себя интересоваться работой, ее внимание рассеивается, ей отказывает память (так, например, процент ошибок, допущенных бухгалтерами, счетоводами, телефонистками, находящимися в этом состоянии, стремительно возрастает)»[15].

Ожидающая ребенка женщина очень часто видит сны, более того, они запоминаются (это касается всего периода беременности, а не только последнего триместра). Сны нередко превращаются в кошмары. Многих это тревожит. Иногда возникают галлюцинации, которые обусловлены значительной психологической перестройкой, связанной с беременностью.

Затем, по мере того, как проходят недели, ребенок становится тяжелее, а мать — менее подвижной, появляется некоторая усталость и вместе с ней — желание ускорить события. Последняя неделя кажется длиннее, чем предшествующие ей девять месяцев. В этом нетерпении есть свое преимущество: оно как бы ослабляет боязнь родов, если она имеется.

Период беременности и послеродовой период общепризнанно считается временем повышенного риска развития нервно-психических нарушений. Это обусловлено и первую очередь повышенным гормональным фоном, связанным с перестройкой организма женщины и повышенной нервно-психической нагрузкой. Практически все авторы соглашаются с тем, что беременность и роды являются лишь провокационными факторами в развитии уже имеющихся скрытых или вялотекущих нервно-психических расстройств. В то же время, по утверждению отдельных авторов, например Архангельского А.М., нормально протекающие беременности и роды могут оказывать и положительное влияние, и даже купировать отдельные проявления существующих нервно-психических симптомокомплексов. Тем не менее, практически все авторы сходятся на том, что наличие психотравмирующих ситуаций, неблагоприятного психологического фона является мощным провокатором развития нервно-психических расстройств у беременной и роженицы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова); Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко); Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова); Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская); Прием ролевой игры с пр ...

Выдержки из моих наблюдений
Январь 2008 года «…Январь. Беседа на тему: «Учусь общению». Я объясняю детям, что все люди разные и каждая личность индивидуальна (т.е. неповторима). И поэтому, т.к. мы все разные, мы должны с детства учиться понимать друг друга, т.е. учиться искусству общения. На мой вопрос: «С кем из группы ты быстро находишь общий язык?» дети сразу ...

Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в образовательном процессе
Поскольку Я-концепция является прижизненным образованием человека в единстве когнитивных (содержание познавательных представлений о себе), эмоционально-ценностных (отношение к себе, которое оказывается в наборе самооценок) и поступковых (формонеоходимости Я-образа и Я-отношения в поведенческом процессе) компонентов, то полноценное разви ...