Состояние изучения проблемы в психолого-педагогической литературе об агрессии

Информация » Реализация программы индивидуально поддержки как эффективное условие снятия агрессии » Состояние изучения проблемы в психолого-педагогической литературе об агрессии

Очевидно, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная Агрессивность. Поэтому мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее. Детская агрессивность, несомненно, подвергает тяжелому испытанию наше терпение и создает напряженность в отношениях с ребенком. Временами мы будем прибегать к большой строгости, а потом догадаемся, что напротив, нужно быть с ним ласковее и внимательнее. И если агрессивность обычно возникает как результат обманутых детских надежд, то нам с вами тем более следует помнить, сколько разочарований приходится на нашу родительскую долю.

Так или иначе, крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следовало стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности, или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развивать дух инициативы или даже породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Разумеется, нам важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам. Для этого необходимо понять ее природу очень рано. Каждый может убедиться в этом на трудно услышать злость и возмущение. Причина проста: малышу что-то не позволяют или в чем-то отказывают, вот это и раздражает его. Из всех живых существ на земле дети безусловно самые ранимые, их легче всего обидеть или обмануть. Их физиологические потребности проявляются с такой же силой как и у самого крохотного существа. Однако должно пройти немало времени прежде чем ребенок научится самостоятельно удовлетворять их. Иными словами, младенчество и детство человека длится довольно долго.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от нас, родителей, причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если наши заботы о нем совершенно не произвольны (что в общем-то далеко не так), мы, взрослые, в силу целого ряда различных причин порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязываем им то, что их сердит и злит. Мы не в силах избежать подобных поступков, и мало проку от нашего намерения не делать этого. Мы стараемся по мере возможности помочь ребенку освободиться в окружающем мире, но малыш все равно чувствует себя подавленным его огромностью. Должно пройти 2,5 года, прежде, чем он сможет дотянуться до дверной ручки лишь затем, чтобы убедиться – у него не хватит сил повернуть ее. Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и неумение контролировать их усложняют жизнь ребенка, возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения.

Одним словом, ребенку, часто приходится страдать от огорчения. Нет такого дня, чтобы какой-нибудь его порыв или какое-либо желание не были подавлены. И, плача, он постоянно переходит от призыва о помощи к отчаянно-гневному протесту. Вот так и рождается агрессивность, отсюда она и протекает.

Агрессивная реакция по своей сути – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Все это совершенно нормально и, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.

В жизни немало ситуаций, которые вынуждают человека на борьбу. Нам нравятся люди, презирающие опасность, преодолевающие препятствия, упорные в достижении цели и, наконец, те, кто любит соревноваться. Однако с агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие, нанесение душевных и физических травм и даже убийство. Вот почему речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.


Выводы
1) Каждый человек, присваивая тот или другой шаблон коллективной жизни, интегрирует разные свои склонности в единую персонификацию Я, через которую и благодаря которой получает соответствующий статус в группе. 2) Становление Я-концепции лица зависит, с одной стороны, от реального или естественного окружения, в котором он процесно самоо ...

Алкоголизм как проблема социального общества
Алкоголизм (хронический алкоголизм) - заболевание с прогредиентным (прогрессирующим) течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту. В социальном плане алкоголизм означает злоупотребление спиртными напитками (пьянство), приводящее к нарушению нравственных и социальных норм поведения, к нанесению ущерба собственному здо ...

Теоретические основы изучения внимания. Определение внимания
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку и в его повседневной жизни – в быту, общении, спорте. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрении которых ...