АнтропологияСтраница 1
Антропогенез – становление человека как вида. Антропология – 1) Учение о человеке в единстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизической природе человека (рис. 1, 2, 3).
Рис. 1 - Основные парадигмы развития
Рис. 2. Науки о человеке
Рис. 3 - Антропология как наука о человеке
Виды антропологии
название |
Особенности |
Философская |
Философская теория человека. Изучает «собственно человеческое» бытие, собственную природу человека. Ее объект - человек как таковой. Философская антропология ставит вопрос о человеческом бытии и пытается построить общую теорию человека. Философская антропология пытается обнаружить антропологические инварианты и универсалии, фундаментальные основания человеческого бытия |
Социально-культурная |
Исследует конкретные феномены человеческого бытия в их культурной и исторической специфике. От факта к теории, сравнительный анализ феноменов человеческого бытия в различных культурах и исторических эпохах. |
Прикладная |
Ориентированна на применение результатов теоретических исследований в конкретных исторических, экономических, организационных, политических и военных ситуациях. |
Биологическая |
Изучает человека как биологическое существо и рассматривает проблему соотношения биологического и социального в человеке, взаимосвязи телесного и духовного бытия человека. К биологической антропологии могут быть отнесены такие направления антропологических исследований как социобиология и этология, которая изучает генетически обусловленные компоненты поведения животных и человека. |
Психоаналитическая |
Изучает скрытые, глубинные пласты человеческой психики, которыми определяется природа человека. Психоанализ стремится обнаружить внутренние структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании, расшифровать символический язык бессознательного. |
Феноменологическая |
Пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования. Для истолкования фундаментальных структур бытия человека, которое понимается как бытие – в - мире, применяются понятия «жизненный мир» и «когнитивный стиль». Подчеркивается неразрывность и, в то же время, взаимная несводимость сознания и предметного мира. Однако предметное бытие обретает свой смысл благодаря отнесенности к сознанию. |
Герменевтика |
Ориентируется на такие понятия как вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. На герменевтическом методе основываются понимающая психология и понимающая антропология. В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь – теперь». Понимание предваряет всякую человеческую деятельность в качестве предпонимания. |
Эволюционная |
Исследует закономерности развития социокультурных систем, применяются такие методологические подходы как эволюционизм и неоэволюционизм. Противоположным подходом является диффузионизм, акцентирующий влияние внешних факторов на социокультурные общности |
Социальная |
Категориальной рамкой является соотношение «человек - общество»; здесь человек рассматривается, прежде всего, как социальный индивид; его сущность - не в природе и не в нем самом, а в обществе. В противоположность натуралистским представлениям, в социоморфизме природные, органические особенности индивида выступают лишь предпосылками (не источниками и не причинами) развития. |
Культурная |
Здесь главным образом обсуждаются механизмы преобразования культуры в мир личности и порождения в процессе развития личности мира (форм) культуры. По этому центральному пункту данное направление целесообразно выделить в особую парадигмальную установку - культурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек - культура». Культуральная точка зрения на сущность человеческой психики и ее развитие состоит в принципиальном преодолении базовых схем парадигм: не существует прямого и непосредственного соотношения «человек - природа», «человек - общество». |
Физическая |
Изучает физическую эволюцию человека в истории и активно использует достижения естественных наук. Она включает в себя антропометрию и конституциальную антропологию (типы телосложения), эволюционную антропологию (проблема антропогенеза - происхождение человека как вида), популяционную антропологию (проблема этногенеза - происхождение этносов) и этническую антропологию (история этносов, их специфика; генетические, психологические, ментальные особенности этносов). К последней примыкают этносоциология и этнопсихология. |
Историческая |
Изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах. Объект изучения исторической антропологии - культура доиндустриальных обществ. Это может быть архаическое и традиционное (средневековое) общество. С другой стороны, современное общество может быть рассмотрено в контексте традиционных обществ и в нем обнаруживается множество архаических элементов. Историческая антропология также изучает типологию культур, но в отличие от культурологии, ее скорее интересует «экзистенциальная история» человека в различных культурах и цивилизациях. |
Психологическая |
Объемлет собой все другие парадигмальные установки. Все они реализуются в основополагающем единстве, в соотношении «человек - мир», в истории индивидуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновременно и как природно-общественное, и как духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей. Возникает особый класс задач - выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития. |
Педагогическая |
Видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становлении субъективности, внутреннего мира человека в образовании |
Объект и программа исследований
С давних времен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своей памяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако, как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычно оканчивалась поражением для человека. Так было начиная от первых пещерных поселений. Так есть и сегодня, ...
Теоретическое обоснование
Каждый новый век, сменяя предыдущий, диктует свои требования к мировоззрению и взглядам людей. Появляются новые убеждения, понятия, критерии оценки. Исходя из этого, изменяется понятие моды, претерпевают значительные изменения научная и философские мысли. Порою меняется сама структура жизни, объясняемая принятием нового уклада существов ...
Занятие 8
Тема: Умники и умницы.
Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы, продолжать развивать навыки позитивного социального поведения.
1. Введение Приветствие. Дети становятся в круг, кидают мяч друг другу, здороваются и передают друг другу пожелания на сегодн ...