Аналитическая часть. Обработка и интерпретация данных
Страница 5

Поэтому мы будем использовать метод Стьюдента для сопоставления этих двух групп (по книге Д. Крамера «Математическая обработка в данных социальных наук: Современные методы. – М.: Академия, 2007. – 288 с.). Это параметрический метод, используемый для проверки гипотез о достоверности разницы средних при анализе количественных данных о популяциях с нормальным распределением и с одинаковой вариансой. Метод Стьюдента различен для независимых и зависимых выборок. В нашем случае группы исследуемых детей можно отнести к зависимым выборкам, так как на них воздействует независимая переменная – отсутствие или наличие заболевания.

Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула 4:

(4)

где d — разность между результатами в каждой паре;

Sd — сумма этих частных разностей;

Sd2 — сумма квадратов частных разностей.

Полученные результаты сверяют с таблицей критерия Стьюдента t, отыскивая в ней значения, соответствующие n-1 степени свободы; n — это в данном случае число пар детей.

Перед тем как использовать формулу, необходимо вычислить для каждой группы детей частные разности между результатами во всех парах, квадрат каждой из этих разностей, сумму этих разностей и сумму их квадратов.

1. Необходимо произвести следующие операции:

2. Занести в таблицу данные по результатам шкалы Бэка для детей, страдающих тиками и здоровых детей во второй и третий столбец (последовательность в данном случае не играет значительной роли) (приложение 17);

3. Подсчитать значение d, отняв данные второго столбцы из третьего;

4. Возвести d в квадрат и заполнить пятый столбец;

5. Найти Sd и Sd2, суммировав данные в четвертом и пятом столбце.

После этого мы можем найти значение критерия Стьюдента t для обеих групп детей по шкале Бэка:

При сравнении с данными таблицы значений критерия t-Стьюдента, знак не учитывается:

5,73>3,8494

Так как для степени свободы 30-1=29 и уровня достоверности 0,999 (достоверность в 99,9 случаев из 100) табличное значение критерия t-Стьюдента равняется 3,8494.

Значит, если наше значение критерия t-Стьюдента для шкалы Бэка больше табличного, то разница в показателях депрессивности в группах здоровых и страдающих тиками подростков достоверна. И мы статистически подтвердили тот факт, что здоровые дети менее страдают от депрессивных состояний и депрессивности, чем их сверстники с тикозными гиперкинезами.

По шкале Жмурова показатель t-Стьюдента, составит:

6,7 > 3,8494

Следовательно, то разница в показателях депрессивности по шкале Жмурова в группах здоровых и страдающих тиками подростков также достоверна.

Далее по разработанной схеме мы сопоставляем стрессоустойчивость подростков по шкале Холмса-Раге (приложение 18) и Кеттела.

Показатель t-Стьюдента для подростков по шкале Холмса-Раге равняется:

0,72 < 3,8494

Делаем вывод о том, что разница показателей стрессоустойчивости по шкале Холмса-Раге в группах здоровых и страдающих тиками подростков не достоверна. И мы не можем говорить о том, что в 9,99 случаев из 100 у детей, страдающих тиками стрессоустойчивость ниже, чем у здоровых сверстников.

Проверим еще раз эту связь на примере шкалы Кеттела:

4,82 > 3,8494

Выходит, что результатам тестирования опросника Кеттела разница показателей стрессоустойчивости в группах здоровых и страдающих тиками подростков достоверна, хотя и не очень велика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Состояние парабиоза
Чрезмерные по силе, длительности или частоте психические и физиче­ские воздействия приводят к развитию тормозных состояний, которые Н. Е. Введенский назвал парабиозом («пара» — около, «биос» — жизнь). Согласно представлениям Введенского, при переходе от возбуждения к тормозному состоянию возникают парабиотические стадии. Особенностью э ...

Занятие 6
Цель: Научиться определять эмоции другого человека и контролировать свои. Ход занятия: Приветствие участниками друг друга, включение в работу. Основная часть занятия, направленная на познание эмоций Подведение итогов, обсуждение занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Упражнение "Спутанные цепочки" Цел ...

Лабораторная работа № 1
Тема: Методы психологии Методика: Несуществующее животное. Цель: Знакомство и приобретение навыков работы с проективными методиками. Оборудование: бумага, карандаш, диагностические признаки рисунка для интерпретации. Порядок работы Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. У ...