Аналитическая часть. Обработка и интерпретация данных
Страница 5

Поэтому мы будем использовать метод Стьюдента для сопоставления этих двух групп (по книге Д. Крамера «Математическая обработка в данных социальных наук: Современные методы. – М.: Академия, 2007. – 288 с.). Это параметрический метод, используемый для проверки гипотез о достоверности разницы средних при анализе количественных данных о популяциях с нормальным распределением и с одинаковой вариансой. Метод Стьюдента различен для независимых и зависимых выборок. В нашем случае группы исследуемых детей можно отнести к зависимым выборкам, так как на них воздействует независимая переменная – отсутствие или наличие заболевания.

Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула 4:

(4)

где d — разность между результатами в каждой паре;

Sd — сумма этих частных разностей;

Sd2 — сумма квадратов частных разностей.

Полученные результаты сверяют с таблицей критерия Стьюдента t, отыскивая в ней значения, соответствующие n-1 степени свободы; n — это в данном случае число пар детей.

Перед тем как использовать формулу, необходимо вычислить для каждой группы детей частные разности между результатами во всех парах, квадрат каждой из этих разностей, сумму этих разностей и сумму их квадратов.

1. Необходимо произвести следующие операции:

2. Занести в таблицу данные по результатам шкалы Бэка для детей, страдающих тиками и здоровых детей во второй и третий столбец (последовательность в данном случае не играет значительной роли) (приложение 17);

3. Подсчитать значение d, отняв данные второго столбцы из третьего;

4. Возвести d в квадрат и заполнить пятый столбец;

5. Найти Sd и Sd2, суммировав данные в четвертом и пятом столбце.

После этого мы можем найти значение критерия Стьюдента t для обеих групп детей по шкале Бэка:

При сравнении с данными таблицы значений критерия t-Стьюдента, знак не учитывается:

5,73>3,8494

Так как для степени свободы 30-1=29 и уровня достоверности 0,999 (достоверность в 99,9 случаев из 100) табличное значение критерия t-Стьюдента равняется 3,8494.

Значит, если наше значение критерия t-Стьюдента для шкалы Бэка больше табличного, то разница в показателях депрессивности в группах здоровых и страдающих тиками подростков достоверна. И мы статистически подтвердили тот факт, что здоровые дети менее страдают от депрессивных состояний и депрессивности, чем их сверстники с тикозными гиперкинезами.

По шкале Жмурова показатель t-Стьюдента, составит:

6,7 > 3,8494

Следовательно, то разница в показателях депрессивности по шкале Жмурова в группах здоровых и страдающих тиками подростков также достоверна.

Далее по разработанной схеме мы сопоставляем стрессоустойчивость подростков по шкале Холмса-Раге (приложение 18) и Кеттела.

Показатель t-Стьюдента для подростков по шкале Холмса-Раге равняется:

0,72 < 3,8494

Делаем вывод о том, что разница показателей стрессоустойчивости по шкале Холмса-Раге в группах здоровых и страдающих тиками подростков не достоверна. И мы не можем говорить о том, что в 9,99 случаев из 100 у детей, страдающих тиками стрессоустойчивость ниже, чем у здоровых сверстников.

Проверим еще раз эту связь на примере шкалы Кеттела:

4,82 > 3,8494

Выходит, что результатам тестирования опросника Кеттела разница показателей стрессоустойчивости в группах здоровых и страдающих тиками подростков достоверна, хотя и не очень велика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса
В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции – «эустрессом»[7]. В 1936 году в журнале «Nature» канадский физиолог Ганс Селье опубликовал короткое сообщение под назван ...

Алгоритм работы с клиентами зрелого возраста (по Андреевой).
Сказкотерапия в групповой работе с клиентами зрелого возраста (студентами, учителями, воспитателями, практическими психологами) строится по следующему алгоритму: 1. «Разогрев». Используются упражнения для перевода адекватного, рационального восприятия мира на символически-мифологический уровень. 2. Чтение и прослушивание сказки. Выбор ...

Практическая значимость
Исходя из полученных результатов, мы выявили, что чем выше у человека выражена агрессия, тем выше и него развита мотивация достижения успеха. Однако, значит ли это в практическом плане то, что для повышения уровня мотивации у человека, сначала необходимо сделать его более агрессивным? Едва ли следует использовать психологию для повышени ...