ПриложенияСтраница 11
Шкала 5: самоценность.
Примеры пунктов:
—Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.
—Мое собственное Я не представляется мне чем-то достойным глубокого понимания.
—Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.
—Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.
—Мое внутреннее Я всегда мне интересно.
Высокий балл фактора отражает ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.
Низкий балл шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного Я, отстраненности и безразличия к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.
Шкала 6: самопринятие.
Примеры пунктов:
—Можно сказать, что я себе нравлюсь.
—Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
—Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
—Во мне вполне мирно уживаются и мои достоинства, и мои недостатки.
—Мой внутренний голос мне редко подсказывает то, с чем бы я в конце концов согласился.
В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.
Шкала 7: самопривязанность.
Примеры пунктов:
—Я бы хотел оставаться таким, какой я есть.
—Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
—Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
—Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.
—Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».
В содержании данных пунктов в первую очередь обращает внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного Я (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу Я. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкий балл суждений связан с сильным желанием изменений себя и окружения, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию идеальному представлению о себе.
Шкала 8: внутренняя конфликтность.
Примеры пунктов:
—Порой мне кажется, что я какой-то странный.
—Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.
—Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
—У меня нередко возникает сомнение: таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?
—Нередко споры с самим собой заканчиваются мыслью, чтоI все равно выйдет не так, как я решил.
— Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающим на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного Я.
Шкала 9: самообвинение.
Примеры пунктов:
— Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
— Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
—Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
—Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.
— Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям к в собственный адрес.
Содержание данного фактора довольно просто интерпретировать. В него вошли пункты, связанные с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес Я. Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это фактор с низким баллом, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения.
Стресс, как одна из причин двигательных тиков
Согласно общему мнению большинства психологов и психиатров главным фактором возникновения тиков у детей и подростков является стресс. Подобная причина наблюдается в 64% случае заболевания тикозным гиперкинезом, в том числе двигательными (моторными тиками). Преобладающим можно назвать адаптационный стресс в школе.[25] Также к значительны ...
Занятие 2
Тема: Здравствуйте, это я!
Цель занятия: способствовать развитию самовыражения, продолжение работы над сплоченностью группы, развивать навыки позитивного социально поведения.
1. Введение.
Приветствие .Ритуал начала занятия. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, поверните ...
Наркомания как проблема социального общества
Наркомания - это группа заболеваний, определяющихся патологическим влечением к веществам (природным или синтетическим) эйфоризирующего, успокаивающего, болеутоляющего, снотворного, одурманивающего или возбуждающего действия.
Частый прием таких веществ приводит к интоксикации, развивается зависимость, из-за привыкания увеличиваются прин ...