Приложения
Страница 11

Шкала 5: самоценность.

Примеры пунктов:

—Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.

—Мое собственное Я не представляется мне чем-то достойным глубокого понимания.

—Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

—Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

—Мое внутреннее Я всегда мне интересно.

Высокий балл фактора отражает ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.

Низкий балл шкалы говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного Я, отстраненности и безразличия к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6: самопринятие.

Примеры пунктов:

—Можно сказать, что я себе нравлюсь.

—Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

—Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

—Во мне вполне мирно уживаются и мои достоинства, и мои недостатки.

—Мой внутренний голос мне редко подсказывает то, с чем бы я в конце концов согласился.

В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.

Шкала 7: самопривязанность.

Примеры пунктов:

—Я бы хотел оставаться таким, какой я есть.

—Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.

—Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

—Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.

—Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».

В содержании данных пунктов в первую очередь обращает внимание желание или нежелание изменяться по отношению к наличному состоянию. Данные утверждения, по-видимому, отражают некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного Я (даже в лучшую сторону). Общий фон отношения к себе положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Даже переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу Я. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкий балл суждений связан с сильным желанием изменений себя и окружения, неудовлетворенностью собой, тягой к соответствию идеальному представлению о себе.

Шкала 8: внутренняя конфликтность.

Примеры пунктов:

—Порой мне кажется, что я какой-то странный.

—Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

—Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

—У меня нередко возникает сомнение: таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?

—Нередко споры с самим собой заканчиваются мыслью, чтоI все равно выйдет не так, как я решил.

— Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

Хорошо видно, что содержание данных пунктов связано с наличием внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. В них просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающим на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств может говорить о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицании проблем. По общему психологическому содержанию данный аспект самоотношения можно обозначить как чувство конфликтности собственного Я.

Шкала 9: самообвинение.

Примеры пунктов:

— Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

— Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

—Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

—Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

— Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям к в собственный адрес.

Содержание данного фактора довольно просто интерпретировать. В него вошли пункты, связанные с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес Я. Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. В фактор не вошли утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это фактор с низким баллом, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Анализ результатов эмпирического исследования
Данные, полученные в ходе исследования, показывают преобладание среди подростков андрогинного типа личности, диагностированного у 62% испытуемых в нашей выборке (из них юноши – 53%, девушки – 47%). Фемининный тип личности выявлен у 25% подростков, а маскулинный – только у 13%. При этом нами не было выявлено ни маскулинных девушек, ни ф ...

Разработка и апробация методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции. Программа исследования.
Цель исследования: разработать методику психологического консультирования младших школьников направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста. Задачи: 1. На основе полученных в процессе анализа литературы данных, разработать методику консультирования агрессивных детей младше школьного возраста. 2. Осуществить апробацию ...

Лабораторная работа № 3
Тема: Память Методика 1: Два ряда слов (выполняется с экспериментатором) Цель: Исследование логической и механической памяти. Оборудование: Два ряда слов, секундомер бланк протокола. Порядок работы Для исследования подготовлены два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Ис ...