Состояние покоя

Состояние покоя создается включением в действие конкретных механизмов регуляции, хотя ранее считалось, что покой – это пассивное состояние. Но в последующем было установлено, что в состоянии покоя может накапливаться латентное возбуждение, и поэтому покой не является пассивным состоянием. В связи с этим Магницкий А.Н. рассматривает покой как состояние возбуждения, а Ермаков Н.В. прямо относит покой к деятельному состоянию, которое понимается им как состояние, могущее быть связанным с возбуждением или торможением. Ермаков считает, что физиологический покой – это состояние скрытой физиологической деятельности, которое выражается изменяющимся соотношением скрытого возбуждения и скрытого торможения, то есть покой – частный случай физиологической деятельности.

Многие ученые придерживались другого мнения на этот счет. К примеру, зарубежные представители считали, что покой – это бездеятельное состояние, с энергетической точки зрения равное нулю. Более подробным изучением состояния покоя впервые занялся академик УхтомскийА.А. Он писал, что мы обыкновенно считаем, что сон есть физиологический покой по преимуществу, но не имеем для этого других оснований, кроме того признака, что сон приносит «отдых» и обновление от возбуждения и работ. Однако на основании этого признака можно говорить и о том, что нормальный сон есть активность, специально направленная на процессы восстановления в тканях и органах, действующих при бодрствовании.

Физиологический покой не само собой разумеющееся физиологическое состояние , а результат сложной выработки и организации процессов физиологической активности. При этом способность удержания покоя тем больше, чем боле быстро и боле срочно живая система способна заканчивать в себе возбуждение. Это было доказано на практике Голиковым Н.В., который продемонстрировал , что сниженной возбудимости соответствует повышенная лабильность.

Ученый различают две формы физиологического покоя – минимум физиологической активности (релаксация) и оперативный покой бдительно-ностороженной неподвижности (внимание).


Опытно-экспериментальное исследование развития процессов мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Исследования видов мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 37 г. Хабаровска в 3-ем классе коррекции VII вида. Для достижения цели и решения поставленных практических задач были выбраны следующие методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На этапе констатирующего эксперимента фиксируется некоторый показатель детс ...

Диагностические возможности сказки.
Обозначим основные переменные, по которым может быть оценена сказка как диагностический инструмент. Трудозатраты. Процедура, как правило, необременительна ни для клиента, ни для психолога, она проста и кратка. Гибкость процедуры. Достоинство сказки в том, что процедура может гибко перестраиваться в зависимости от задач. Различают четы ...

Психосоциальная помощь с подростками, совершившими правонарушения. Основные направления психосоциальной работы с подростками, совершившими правонарушения
Эффективность психосоциальной работы с подростками-правонарушителями зависит от коллектива сотрудников. Структурными звеньями являются работники различных отделов и служб, психосоциальный работник, работники общеобразовательной школы, социальный работник, профессионально-технического училища и медицинской части. Психосоциальная работа с ...