ПриложенияСтраница 10
B левом вертикальном столбце цифрами обозначены номера шкал: 1 — открытость, 2 — самоуверенность, 3 — саморуководство и т.д.
Для перевода «сырого» балла в стандартное значение необходимо в первом столбце найти нужную шкалу, затем, двигаясь по строке, найти значение «сырого» балла, вверху в соответствующей клетке находим значение стена. В нашем примере «сырые» баллы по шкале «Открытость» находятся в первой строке. Двигаемся до значения 6 и вверх, ему соответствует стен 5. Это и есть конечный результат.
Чем выше балл (стен), тем выраженнее исследуемый параметр. Значения, равные 8—10 стенам, можно принять за высокие, 5 — 7 — за средние, 1—4 — за низкие. В нашем примере по шкале «Открытость» получено среднее значение.
Характеристика шкал
Шкала 1: открытость.
Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:
—Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
—Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
—Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
—Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
—Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.
Утверждения, вошедшие в данный фактор, формулировались так, чтобы в них содержались некоторые качества (в первую очередь негативные с точки зрения обыденной морали), в определенной степени присущие каждому человеку, но требующие достаточных навыков рефлексии и обладания определенной внутренней честностью для их признания. Ответы на данные пункты определяются преобладанием одной из двух тенденций: либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости, либо комфортности или выраженной мотивации социального одобрения.
Шкала 2: самоуверенность.
Примеры пунктов:
—Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
—Я — человек надежный.
—Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.
—Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
—Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.
— Мое мнение имеет достаточный вес у окружающих.
Данный фактор задает отношение к себе как к уверенному,
самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.
Высокий балл суждения соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего Я. Низкий балл суждения связан с неудовлетворенностью своими возможностями, ощущением слабости, сомнением в способности вызывать уважение.
Шкала 3: саморуководство.
Примеры пунктов:
—Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.
—Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
— Я сам создал себя таким, каков я есть.
— Ко мне относятся так, как я того сам заслужил.
— Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.
— То, что со мной случается, — дело моих собственных рук.
Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное Я как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме этого, ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Низкий балл суждения связан с верой субъекта в подвластность его внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом Я, отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом.
Шкала 4: отраженное самоотношение.
Примеры пунктов:
— Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
— Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.
—Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.
—В моей личности, наверное, есть что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.
—Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.
Как видно из примеров, содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т. п. или противоположные им чувства.
Факторы риска развития пограничных психических расстройств в детском
возрасте
Ряд работ последнего времени посвящен выделению факторов риска возникновения клинически выраженных пограничных психических расстройств у детей и подростков (Бадалян О.А., 1984; Башина В.М., Проселкова М.Е., 1994; Вейн А.М., 1998; Горьковая И.А., 1991; Ермолина Л.А., Кашникова А.А., Титарова И.Н., Коваленко В.Б., 1998; Захаров А.И., 1991 ...
Характеристика подросткового возраста: психофизиологические,
личностные, интеллектуальный аспекты
В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Но нам представляется, что наиболее адекватн ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг- диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Полное тестирование с обработкой занимае ...