Приложения
Страница 10

B левом вертикальном столбце цифрами обозначены номера шкал: 1 — открытость, 2 — самоуверенность, 3 — саморуководство и т.д.

Для перевода «сырого» балла в стандартное значение необходимо в первом столбце найти нужную шкалу, затем, двигаясь по строке, найти значение «сырого» балла, вверху в соответствующей клетке находим значение стена. В нашем примере «сырые» баллы по шкале «Открытость» находятся в первой строке. Двигаемся до значения 6 и вверх, ему соответствует стен 5. Это и есть конечный результат.

Чем выше балл (стен), тем выраженнее исследуемый параметр. Значения, равные 8—10 стенам, можно принять за высокие, 5 — 7 — за средние, 1—4 — за низкие. В нашем примере по шкале «Открытость» получено среднее значение.

Характеристика шкал

Шкала 1: открытость.

Примеры пунктов, входящих в эту шкалу:

—Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

—Мне случалось совершать поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

—Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

—Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

—Я не способен причинить душевную боль самым любимым и родным мне людям.

Утверждения, вошедшие в данный фактор, формулировались так, чтобы в них содержались некоторые качества (в первую очередь негативные с точки зрения обыденной морали), в определенной степени присущие каждому человеку, но требующие достаточных навыков рефлексии и обладания определенной внутренней честностью для их признания. Ответы на данные пункты определяются преобладанием одной из двух тенденций: либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости, либо комфортности или выраженной мотивации социального одобрения.

Шкала 2: самоуверенность.

Примеры пунктов:

—Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

—Я — человек надежный.

—Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.

—Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

—Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

— Мое мнение имеет достаточный вес у окружающих.

Данный фактор задает отношение к себе как к уверенному,

самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.

Высокий балл суждения соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего Я. Низкий балл суждения связан с неудовлетворенностью своими возможностями, ощущением слабости, сомнением в способности вызывать уважение.

Шкала 3: саморуководство.

Примеры пунктов:

—Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

—Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

— Я сам создал себя таким, каков я есть.

— Ко мне относятся так, как я того сам заслужил.

— Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

— То, что со мной случается, — дело моих собственных рук.

Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности и собственной личности субъекта, является он сам. Человек с высоким баллом по шкале отчетливо переживает собственное Я как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Кроме этого, ряд пунктов отражает мнение индивида о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя. Низкий балл суждения связан с верой субъекта в подвластность его внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом Я, отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом.

Шкала 4: отраженное самоотношение.

Примеры пунктов:

— Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

— Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

—Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.

—В моей личности, наверное, есть что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

—Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

Как видно из примеров, содержание данного фактора отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т. п. или противоположные им чувства.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
При изучении выраженности типов тревожности был вычислены средние баллы по каждому типу тревожности у исследуемых групп. Степень различия показателей между группами определялась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 4. Таблица № 4. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по д ...

Соотношение биологического и социального
Рис. 8 - Соотношение базовых понятий Рис. 9 - Факторы формирования личности Вопросы для самопроверки: 1. Из чего состоит личность человека? 2. Какие факторы влияют на формирование личности? 3. Какие можно выделить социальные факторы? ...

Психологические особенности адаптации как психолого-педагогического явления. Современные подходы к изучению адаптации как психолого-педагогического явления
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio-прилаживание, приспособление. Он был впервые введён Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термин ...