Состояние психики и тревожности во время
беременности. Психика с точки зрения
перинатальной психологииСтраница 7
На схеме (см. приложение 1) третья перинатальная матрица ориентировочно соотнесена с уровнем подсознания, т. е. с уровнем сознания, который соответствует глубинным пластам памяти индивидуальной жизни с соматическими характеристиками. Уровень подсознания выполняет функцию барьера между бессознательным и сознанием. Это последний барьер в родах, который отделяет ребенка от реальной жизни в активном сознании.
Когда же этот барьер преодолен, наступает период четвертой перинатальной матрицы, и этот период — вся жизнь человека до смерти. И первые секунды, минуты новой жизни так же важны, как и все последующие. Именно в первые моменты вступает в силу такой процесс, как импринтинг, именно в первые секунды этого периода включаются новые формы инстинктов самосохранения, пробуждается исследовательский инстинкт, заставляющий ребенка с интересом наблюдать совершенно новые формы окружающего мира. Логический ум будет только-только делать первые шаги, а интуиция и чувства будут добавлять в банк данных памяти огромный объем информации.
На схеме этот период — вся верхняя часть структуры. Исследовательский инстинкт, инстинкт доминирования, инстинкт свободы в процессе жизни будут помогать человеку адаптироваться в новой среде, занять в ней свое место и реализовать свое предназначение. Инстинкт сохранения достоинства поможет сформировать важные для личности качества, повышающие ее статус в обществе и развивающие такое духовное качество, как совесть»[28].
«Так же, как и в родах, на первых порах жизни ребенок черпает жизненный опыт через проекцию своих родителей. Именно на основе соотнесения ребенком своего собственного Я, своей воли с волей родителей и строится система его ценностей, целей и возможностей»[29].
Обобщенная структура психической деятельности помогает в абстрактном виде представить модель взаимозависимости психических процессов различного уровня и взаимовлияния психической жизни матери и психического мира ребенка в перинатальном и антенатальном периоде. Гармонизация эмоциональной жизни и баланс инстинктивной деятельности — залог благоприятного течения беременности, родов и получения ребенком позитивных ресурсных паттернов памяти о перинатальном периоде развития. Это в свою очередь благоприятно сказывается на его дальнейшем развитии как личности.
Рассмотренные нами различные концепции говорят о том, что существуют различные взгляды на психику в перинатальном периоде, но мы в данной работе будем придерживаться точки зрения Н.П.Коваленко, так как мы считаем, что она на сегодняшний день является наиболее целостной и исследует психику беременной женщины с разных сторон.
Эмпирическая часть. Проведение исследования
Для проверки своей гипотезы, автором работы была взята группа человек, состоящая из десяти испытуемых. Исследование проводилось в индивидуальном порядке, т.е. отдельно с каждым испытуемым, в удобное для него время и в комфортном месте, дабы исключить, или свести к минимуму внешние воздействия.
Тестирования проходили по одному принципу: ...
Общение со взрослыми и его влияние на становление личности
подростка. Механизмы возникновения
конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новы ...
Анализ результатов реализации программы
Анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы социально-педагогического просвещения, способствующей преодолению подростковой ксенофобии и формированию толерантного поведения, показал следующее.
В ходе диагностики контрольной группы учащихся было отмечено, что подростки по-прежнему проявляют жестокость и агрес ...