Значение ожиданий в системе межличностных отношений
Страница 1

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Значение ожиданий в системе межличностных отношений

"Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индеферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение раскрывают характер межличностных отношений". [11, с.5]

Установившаяся взаимная готовность субъектов к взаимодействию есть межличностное взаимоотношение определенного типа: приятельское, товарищеское, дружеское, супружеское. Все эти типы межличностных отношений могут быть обнаружены только в условиях взаимоотношения, общения. Система межличностных взаимоотношений охватывает широкий диапазон явлений, но все они могут быть классифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия. Это:

· восприятие и понимание людьми друг друга,

· межличностная привлекательность (притяжение и симпатия),

· взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое).

Тоффлер А. разделил межличностные отношения по группам по другому критерию. [20, с.76-77] По его мнению, человеческим отношениям свойственна устоявшаяся выборка временных ожиданий. Мы ожидаем, что какой-то тип отношений продлится дольше. В действительности, отношения можно классифицировать согласно их вероятной длительности, что, конечно, варьируется для каждой страны и каждого человека. Вот эти категории:

1. Длительные отношения. Наши ожидания, что внутрисемейные отношения продлятся долго.

2. Средние связи. Эта категория включает в себя четыре класса. В порядке сокращения продолжительности это: отношения с друзьями, соседями, коллегами и членами церквей, клубов и других добровольных организаций.

3. Краткосрочные отношения. В эту категорию попадает большинство отношений в сфере услуг.

Нужно отметить, что кроме этих общих временных ожиданий, существуют и индивидуальные ожидания субъектов во время вступления в те или иные взаимоотношения. Так, например, при вступлении в брак существуют ожидания взаимопонимания, поддержки, любви [3], вступая во взаимоотношения с мужчиной на нас также влияют ожидания. Женщины более чувствительны к социальным ожиданиям по поводу их сексуального поведения и могут проявлять нечестность, отвечая на вопросы, касающиеся их поведения. Женщин давит желание соответствовать ожиданиям, которые предполагают, что они ориентированны на устойчивые отношения, а не на беспорядочные связи. Мы живем в культуре, действительно ожидающей от мужчин и женщин различного сексуального поведения.

В ситуации трудоустройства существуют ожидания относительно условий, возможного места работы. [21]

В семейных отношениях ожидания играют большую роль при воспитании детей. Предъявляя высокие требования детям, мы тем самым навязываем им свою систему ожиданий. Если ребенок не выполнил их, то появляется чувство вины, повышается тревожность, понижается самооценка т.п.

В системе межличностных отношений многие эмоциональные состояния появляются вследствие влияния ожиданий. Так, чувство обиды можно рассматривать как несоответствие наших ожиданий и реального поведения другого - потому что мы считаем, будто другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, нашей системой верований, отрицаем его право на самостоятельное действие (по мнению Козлова Н.).

Как видно из приведенных выше примеров межличностные отношения как сложная система взаимодействий субъектов поддается влиянию многочисленных факторов, как внешних, так и внутренних. К внешним можно отнести ситуационные факторы (время, место, условия и т.п.). К внутренним относят индивидуальные, личностные особенности субъектов взаимодействия (самооценка, стратегия общения, локус контроля, потребности и т.п.). Ожидания являются регулятором межличностных отношений и их можно отнести как к внутренним (личностным ожиданиям), так и к внешним (ожидания со стороны других) факторам.

Взаимные ожидания, установки играют роль непосредственного регулятора межличностных отношений. Много экспериментов, описанных в литературе, являются тому подтверждением [17, с.253-254], [12, с.153-159].

Подтверждением функции регуляции ожиданий является теория ожидания Толмена Э. В ней предпосылкой поведения в отношении одних стимульных объектов является возникновение других стимулов, которые являются символами этих объектов. Другими словами, "подкрепление становится подтвержденным". [2]. "Любой организм ведет себя в соответствии ожидаемых результатов и значением, связанным с каждым из этих результатов" [2]. То есть, зависимость поведения и ожидаемых результатов является прямой. Это свойственно не только для сферы деятельности, но и для сферы межличностных отношений.

Страницы: 1 2


Сублимация.
Сублимация — это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализует замещение недостижимых целей в соответствии с высшими социальными ценностями. Сублимация — это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для ин ...

Теоретическая часть. Мотивация достижения успеха
Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, свя ...

Мотивационный подход зарубежных исследователей
Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежном и отечественном менеджменте. Но в его основе лежит классификация потребностей личности разработанная зарубежными исследователями (например, в работах А. Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. Херцберга). Процессуальные теории (теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера) и ...