Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии
Страница 3

Информация » Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности » Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии

Женщина становится безразличной ко многому не только в эмоциональном, но и в интеллектуальном плане: она с трудом заставляет себя интересоваться работой, ее внимание рассеивается, ей отказывает память (так, например, процент ошибок, допущенных бухгалтерами, счетоводами, телефонистками, находящимися в этом состоянии, стремительно возрастает)[18].

Основой перинатальной психологии с точки зрения Коваленко Н.П. является Юнгианский психоанализ, Теория инстинктов по Гарбузову и теория перинатальных матриц.

Структуру психических процессов с точки зрения перинатальной психологии можно представить в виде схемы (см. приложение 1).

«Овальное пространство — это ориентировочная область индивидуальных психических процессов человека, контур которой на самом деле не сплошной, а прерывистый, т. е. имеет исключительно схематический смысл и отделяет индивидуальное сознание и психическую жизнь индивида.

Схематическое яйцо сознания делится на три области: верхняя — зона активного сознания (инструмента познания окружающего мира); средняя — зона подсознания (зона защитных психических механизмов и зона накопления психического (духовного) и интеллектуального опыта, способствующего эволюции человека, барьер между индивидуальным сознанием и бессознательным); нижняя — зона бессознательного (зона, имеющая сложную иерархичность, которую мы упрощаем до следующих элементов: индивидуальное бессознательное, архетипы, зона трансов, трансперсональный опыт, перинатальный опыт, коллективное бессознательное, сознание Универсума.

Вертикальная ось означает траекторию движения сознания индивида в процессе его эволюции, причем сама ось — это идеальный вариант совпадения точки сознания с потоком интуиции и сознания Универсума с его волевым компонентом, который можно отнести с понятием Духа»[19].

Верхняя точка Я символизирует проявление максимальной реализации Я-структуры и реализации инстинкта доминирования в самом позитивном его проявлении. В этом состоянии сознания человек, опираясь на интуицию и интересы общества, способен брать ответственность на себя, мобилизовать интеллект и волю во имя достижения высших целей. Для реализации планов и идей человека эта позиция очень перспективна.

«Противоположная позиция точки сознания Я, в нижней области структуры сознания, совпадает с реализацией инстинкта альтруизма (3) — реализацией высших форм служения семье, коллективу, сообществу. Человек, обладающий таким качеством сознания, имеет глубочайшую связь с бессознательным человечества, поэтому он чувствителен, сердоболен и сострадателен. Его жизнь — это вечный транс любви и сострадания.

Область подсознания, отделяющая сознание от бессознательного, выполняет буферную функцию между ними. Организация буфера происходит за счет инстинктов самосохранения (1) и продолжения рода (2). Эти инстинкты вообще нацелены на сохранение всего полезного, с чем сталкивается человек в своей жизни, и этот опыт накапливается в блоках памяти разного уровня. Здесь накапливается информация о жизненном опыте рода, семьи, и на основании этих блоков памяти сортируется и вся остальная информация, поступающая от активного сознания. Эта область фильтрует и те информационные потоки, которые человек может получать из бессознательного посредством интуиции и эмоций. Если эта информация соотносится с накопленным опытом, она поступает в блоки памяти, если нет — то, очевидно, не воспринимается. В этот момент человек почему-то не слышит голос своей интуиции, не допускает возможности существования новой идеи, нового чувства и т. д.

Осуществляя свои охранные функции, эти инстинкты и подсознание не дают нам запомнить тяжелые сновидения, помогают забыть родовую боль, освобождая нашу психику от излишних нагрузок. Но, тем не менее, также глубоко запечатлевают весь наш жизненный опыт с соматическими характеристиками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. ...

Межличностные отношения в группе, Деловые и личностные отношения.
Взаимоотношения в группе делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Официальными называются отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются официальными положениями, правилами, нормами. В отличие от них нео ...

Формирование и развитие личности. Теории поведения личности.
Личность — понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставлении, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией. Тем не менее, среди ...