Состояние психики и тревожности во время
беременности. Психика с точки зрения
перинатальной психологииСтраница 5
Н.П.Коваленко указывает на то, что «у женщин в первом варианте этот инстинкт осознан, а значит, управляем. Во втором варианте этот инстинкт стихиен, отпущен, неконтролируем, а значит, неуправляем». «С точки зрения эволюции человека наиболее целесообразен контролируемый осознанный инстинкт, так как сам по себе он – потенция и источник энергии»[24].
Инстинкт продолжения рода и в семейных отношениях может проявляться в разных формах, не всегда гармоничных. Инстинктивная привязанность матерей к своим детям иногда проявляется в виде слепой любви, мешающей раскрыться дарованиям ребенка, его природным силам. Страх потери ребенка, тревожность матери создают неблагоприятную эмоциональную атмосферу для развития волевых, творческих качеств, вызывают изменение характера, личности ребенка.
Если мы обратим внимание на схему (см. приложение 1), то можем увидеть, что «исследовательский, творческий инстинкт (4), относящийся к зоне активного сознания человека, провоцирует человека на освоение окружающего мира, через развитие интеллекта и заполнение сферы подсознания интеллектуальным опытом. И задача состоит в том, чтобы сфера интеллекта и эмоциональная сфера развивались гармонично».
«Творческий процесс, позитивная эмоция, стремление к красоте питают душу человека благодатными потоками энергии бессознательного из высших духовных архетипических слоев. Поэтому исследовательский инстинкт (творческий) обязательно включает творческий компонент как стремление к созданию целостности, гармонии, красоты.
Оставшиеся инстинкты свободы (6) и сохранения достоинства (7) — это силы, данные человеку для улучшения качества человеческого рода и расширения его физических и духовных возможностей. Они потому и вынесены за пределы структуры, так как их задачей является расширение этой структуры, пополнение и охрана ее резервов. А инстинкт сохранения достоинства помогает создать в процессе эволюции человека с высшими нравственными качествами и сохранить их в генетической программе человека.
В данной структуре присутствует еще один важный компонент, который выражен центральной осью — Я, проходящей через все слои сознания. Эта ось соответствует такому качеству или состоянию сознания, которое соотносится с понятием «воля».
По мере развития аспекта воли, человек может вначале опираться на свою индивидуальную волю, а потом, подключив интуицию, может выйти на уровень соединения с волей Универсума. В таких случаях мы говорим о «силе духа» человека и соподчиненности плану эволюции Универсума.
Тогда получается, что сознание (мысль) — это инструмент освоения плана бытия, воля — организующая сила этого процесса освоения и познания, а эмоция — это энергия, качество осуществления этих процессов.
Перинатальный опыт и печать базовых матриц отражаются на всех этапах эволюционного пути человека.
Первая перинатальная матрица дает первичную информацию для формирующегося психического мира ребенка об образах, условиях существования и источниках жизни. В этот период сознание ребенка имеет доступ к океану бессознательного и только мать способна закрепить этот опыт, если сама способна творчески использовать эту энергию и информацию.
Например, женщина, в первой половине беременности страдающая от токсикоза и проклинающая все на свете, создает очень неблагоприятный эмоциональный фон для развития ребенка.
Иногда женщины в этот период переживают стресс по поводу неоформленных брачных отношений и состоявшейся беременности. Долгий период раздумий, сомнений по поводу жить ребенку или не жить тоже переносится в блоки памяти бессознательного ребенка и формируют защиту от возможной опасности, исходящей от родителей, которые его не желают. В дальнейшем это может вылиться в отчуждение ребенка от родителей на каком-то этапе его взросления или в отсутствие взаимопонимания, доверия к родителям, в склонность к депрессиям.
Что способствует развитию агрессивности?
Рассмотрим более подробно основные аспекты жизни дошкольника, которые могут способствовать развитию агрессивности:
1. ребенок – дошкольная нагрузка;
2. ребенок – воспитатель;
3. ребенок – другие дети;
4. ребенок – семья.
Дошкольная нагрузка
Посещение детского сада, необходимость сидеть на занятиях, слушать воспитателя – все это дл ...
Эмпирическое исследование влияния стиля руководства на успешность
прохождения военной службы. Организация и этапы исследования
Успех реализации реформы школы в значительной степени зависит от мастерства учителя, от максимального и полного проявления им своих возможностей и способностей и от оптимального выбора каждым учителем средств и способов своей педагогической деятельности, наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям. Внимание к труду конкретн ...
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось на в СОШ №122 г. Гомеля. В качестве испытуемых выступали школьники в возрасте от 13 до 18 лет. Всего было обследовано 150 человек, из них 75 юношей и 75 девушек. Обработку данных проводили с дифференцировкой по видам памяти, полу, возрасту в учебное время и во время каникул.
Дополнительно был проведен у 40 школ ...