Я-концепция в структуре интегральной субъектности
Страница 2

Информация » Субъектный контекст Я-концепции » Я-концепция в структуре интегральной субъектности

Субъект-человек

как носитель (инициатор, творец) предметно-практической

деятельности и познания.

Личность

- особая черта человека, которую он приобретает в социокультурной среде в процессе общей деятельность и общения; способ существованиясубъекта в системе взаимоотношений с другими.

Индивидуальность

- человек как уникальная, неповторимая, своеобразная личность, которая реализуется в свободной, творческой деятельностью, оказывается в самоопределении и самосовершенствовании.

Универсум

- высшая степень духовного развития человека, который оказывается в полном осознании смысла своей жизни, знании своей причастности к миру как вечности.

Имманентное Я

существует в настоящем времени и пространстве, с материальной причиной самоизменения субъекта, охватывает "единство возникновения и хода Я", характеризуется реалистическим наполнением "вот-здесь-бытия", насыщенное импульсами, интуициями, домыслами и предчувствиями, для проявления которых нужное состояние синхронического причинения, т.е. детерминистическая роль неуловимого "теперь", а также "существующее в несуществующем", определяя внутреннюю сторону мотивации человека как равнодейственную всех ее побудительных сил и условие их постоянного упредметнення. По словам украинского психолога Зиновии Карпенко, это уровень относительного субъекта, когда имеют место проявления активности личности как организма (биологический индивид) и его отображение в оскорблении физического Я.

Идеальное Я

отвечает самопричинению в значении "формальной причины" как:

· конструирование человеком своего собственного образа в идеальном пространстве и времени;

· представление себя в виде вероятной возможности (например мыслителя),

· субъекта самонаблюдения и целенаправленности;

· антиципаційний

(предсказательный) образ себя, который вынесен за границы имеющегося состояния вещей, большей частью в желательное будущее, которое отображает достижение целей конкретной деятельности.

Указанный аспект Я

З.С.

Карпенко связывает с уровнем моносубъекта (идентификация с узким кругом психических явлений) и указывает на две возможных проекции: построения оскорбления-цели (желанного результата деятельности) и образа потенциального Я-субъекта самоактивности и самосоздания. Другими словами, кто не видит себя идеальным творцом ближайшей окружающей среды, тот не способен лелеять конструктив собственной Я-концепции из саморозвивающихся источников своего многогранного Я.

Трансцендентальное Я

презентует "деятельную причину" самодвижения Я, существует в условном пространстве (вне местонахождения) и времени (вневременное), удерживает мысль, является источником и основой самой себя; действие этой мысли - раскрыть перспективу быть, сохранять в себе виртуальную и вместе с тем осуществляемую возможность всеобъемлющего присутствия в мире, которая достижима только на степени целевого состояния Я.

Трансцендентный

- тот, что выходит за любые актуально заданные границы.

Анализируемое значение causa sui характеризует уровень полиса субъекта (идентификация со значительным количеством психофизических особенностей) или личности. Затем становится возможным самопорождение мысли и шире - порождение новых смыслов деятельности, технических идей, творческих замыслов и т.п При этом трансцендентальное (рефлексивное) Я - полноправный Автор творческой деятельности и самоосуществления.

Трансфинитное Я

характеризует "целевую (заключительную) причину" самозумовлення личности, которая предусматривает наличие переживания беспредельности своего существования в мире, а также его полноты и актуальности, бесконечности и святости, спонтанной свободы и неограниченной духовности. Одновременно, по мнению З.С. Карпенко, это переживание:

· Взаимопричастности человека к вечному (всегда-бытие),

· насквозь-пространственности (всюду-бытие),

· безграничного наслаждения, любви, истины.

Они словно охватывают собой мир, завершено свободные от бремени выбора и образовывают совершенное пространство и время, где обнаруживает себя неспокойный человеческий дух. Трансфинитное Я - венец саморазвертывания субъективности человека, когда переживание себя и мира в себе всеосяжно приобщает к вечности. Так замыкается круг причинности: трансфинитное Я вкотре становится исходным моментом имманентного Я, и начинает новый формообразовательный цикл causa sui. Четвертую грань исследовательница связывает с феноменологией цели-субъекта (идентификация с широким кругом вне личностных объектов) или индивидуальности.

Страницы: 1 2 3


Выводы
На данном этапе нашего исследования мы проводили констатирующий эксперимент. Эксперимент проводился в средней школе №19 Железнодорожного района г. Красноярска в 2009 году. В исследовании принимали участие учащиеся 5 класса "А". Общее количествоучащихся, принявших участие в исследовании, составило 25 человек. В ходе проведени ...

Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе. Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»: • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. • Новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах). • Качественн ...

Социальная составляющая личности
Социальный опыт – это все особенности психики личности, связанные с фактом ее принадлежности к определенным общностям и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Социальный опыт состоит из: 1) социальные роли – это многообразные права и обязанности личности, вытекающие из ее социального положения и предписанные ей о ...