Я-концепция в структуре интегральной субъектностиСтраница 2
Субъект-человек
как носитель (инициатор, творец) предметно-практической
деятельности и познания.
Личность
- особая черта человека, которую он приобретает в социокультурной среде в процессе общей деятельность и общения; способ существованиясубъекта в системе взаимоотношений с другими.
Индивидуальность
- человек как уникальная, неповторимая, своеобразная личность, которая реализуется в свободной, творческой деятельностью, оказывается в самоопределении и самосовершенствовании.
Универсум
- высшая степень духовного развития человека, который оказывается в полном осознании смысла своей жизни, знании своей причастности к миру как вечности.
Имманентное Я
существует в настоящем времени и пространстве, с материальной причиной самоизменения субъекта, охватывает "единство возникновения и хода Я", характеризуется реалистическим наполнением "вот-здесь-бытия", насыщенное импульсами, интуициями, домыслами и предчувствиями, для проявления которых нужное состояние синхронического причинения, т.е. детерминистическая роль неуловимого "теперь", а также "существующее в несуществующем", определяя внутреннюю сторону мотивации человека как равнодейственную всех ее побудительных сил и условие их постоянного упредметнення. По словам украинского психолога Зиновии Карпенко, это уровень относительного субъекта, когда имеют место проявления активности личности как организма (биологический индивид) и его отображение в оскорблении физического Я.
Идеальное Я
отвечает самопричинению в значении "формальной причины" как:
· конструирование человеком своего собственного образа в идеальном пространстве и времени;
· представление себя в виде вероятной возможности (например мыслителя),
· субъекта самонаблюдения и целенаправленности;
· антиципаційний
(предсказательный) образ себя, который вынесен за границы имеющегося состояния вещей, большей частью в желательное будущее, которое отображает достижение целей конкретной деятельности.
Указанный аспект Я
З.С.
Карпенко связывает с уровнем моносубъекта (идентификация с узким кругом психических явлений) и указывает на две возможных проекции: построения оскорбления-цели (желанного результата деятельности) и образа потенциального Я-субъекта самоактивности и самосоздания. Другими словами, кто не видит себя идеальным творцом ближайшей окружающей среды, тот не способен лелеять конструктив собственной Я-концепции из саморозвивающихся источников своего многогранного Я.
Трансцендентальное Я
презентует "деятельную причину" самодвижения Я, существует в условном пространстве (вне местонахождения) и времени (вневременное), удерживает мысль, является источником и основой самой себя; действие этой мысли - раскрыть перспективу быть, сохранять в себе виртуальную и вместе с тем осуществляемую возможность всеобъемлющего присутствия в мире, которая достижима только на степени целевого состояния Я.
Трансцендентный
- тот, что выходит за любые актуально заданные границы.
Анализируемое значение causa sui характеризует уровень полиса субъекта (идентификация со значительным количеством психофизических особенностей) или личности. Затем становится возможным самопорождение мысли и шире - порождение новых смыслов деятельности, технических идей, творческих замыслов и т.п При этом трансцендентальное (рефлексивное) Я - полноправный Автор творческой деятельности и самоосуществления.
Трансфинитное Я
характеризует "целевую (заключительную) причину" самозумовлення личности, которая предусматривает наличие переживания беспредельности своего существования в мире, а также его полноты и актуальности, бесконечности и святости, спонтанной свободы и неограниченной духовности. Одновременно, по мнению З.С. Карпенко, это переживание:
· Взаимопричастности человека к вечному (всегда-бытие),
· насквозь-пространственности (всюду-бытие),
· безграничного наслаждения, любви, истины.
Они словно охватывают собой мир, завершено свободные от бремени выбора и образовывают совершенное пространство и время, где обнаруживает себя неспокойный человеческий дух. Трансфинитное Я - венец саморазвертывания субъективности человека, когда переживание себя и мира в себе всеосяжно приобщает к вечности. Так замыкается круг причинности: трансфинитное Я вкотре становится исходным моментом имманентного Я, и начинает новый формообразовательный цикл causa sui. Четвертую грань исследовательница связывает с феноменологией цели-субъекта (идентификация с широким кругом вне личностных объектов) или индивидуальности.
Анализ результатов реализации программы
Анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы социально-педагогического просвещения, способствующей преодолению подростковой ксенофобии и формированию толерантного поведения, показал следующее.
В ходе диагностики контрольной группы учащихся было отмечено, что подростки по-прежнему проявляют жестокость и агрес ...
Понятие "пограничные психические расстройства" в детско-
подростковом возрасте
Проблема пограничных нервно-психических расстройств в связи с трудностью определения их границ и классификации до сих пор остается дискуссионной (Дмитриева Н.В., Морозов В.И., 1980; Захаров А.И.,1991; Ковалев В.В.,1995; Лебединский В.В., 1985; Чуркин А.А.,1995; Adler A., 1989; Alnwith M.D., Dlenar M.C., Waters E., Waters S., 1978; Bandu ...
Формы трудностей взросления подростка
Подростки в процессе развития находятся в различных условиях, которые в определенных случаях способствуют трудностям в раскрытии требуемых окружением свойств личности. Возникают психологические проблемы, которые подростки не могут разрешить сами или же еще больше усугубляют ход психического формирования личности. В основе конкретных тру ...

