Я-концепция в структуре интегральной субъектности
Страница 1

Информация » Субъектный контекст Я-концепции » Я-концепция в структуре интегральной субъектности

Я занимает особое место среди других психических реалий. Эмпирически понятие "Я" соотносительно с такими психологическими категориями, как "мотив", "деятельность", "образ мира".

По мнению русского психолога Анатолия Зелинченко, в профессиональном использовании Я имеет несколько значений:

· в системе представлений человека о себе (Я-образ или Я-концепция);

· в психической форме самоидентификации, которая обнаруживает отличие личности от окружающего мира и других людей;

· представление человека о своих чувствах, поступках, нуждах, целях, желаниях, мыслях, поведениии, отношении и т.п. в процессе самовосприятия себя как субъекта психической жизнедеятельности;

· то, что остается в психике неизменным, несмотря на развитие;

· "человек в человеке" ("хозяин"), который ответственный за его жизнь и контролирует поведение, мысли и т.п.;

· "ядро ", в котором сосредоточенна сущность человека.

Обобщение этих значений показывает, что Я - это своеобразный центр управления поведением, деятельностью, общением и поступками человека, т.е. "внутренний хозяин", который в академической психологии получил название "личность". Быть личностью - означает быть суб 'єктом деятельности и самосознания.

Главная характеристика личности ее субъектность ("Кто не активный, тот обезличен"). Вот почему Я, сутнісно схарактеризовуючи личность, имеет широкое функциональное поле субъектного формовыявления: и как содержательно-динамический аспект самосознания субъекта, и как личностное ядро, которое сосредоточивает жизненную энергию центральных представлений и мотивов и обнаруживает ее в спонтанной активности, и как наивышее и самое сложное интегральное образование духовного мира человека, и как источник действий, т.е. реальных изменений, которых он добился в жизни окружающих и в самом себе, и как своеобразный интеграл образов его субъективной реальности. Так вот, на убеждение русского психолога Владимира Петровського, Я всегда имеет собственную "динамику индивида", характеризуется самоизменяемостью как "causa sui" ("причина себя) и вследствие этого имеет феноменологию субъективности.

Субъективность

- социальный, действено-перевоплощаемый способ существования человека.

Теория субъективности личности В. А. Петровського является исключительно интересной в психологическом обосновании идеей свободного причинения (т.е. возможности самопроизвольно начать причинно-следственный ряд). Последняя концептуально основывается на началах известных в науке теорсистем:

· на учении древнегреческого философа Стагирита Аристотеля (384-322г. до н.э.) о четырех причинах (материальную, формальную, деятельную и целевую), а также на мысли об "возвращении причины к самой себе";

· на концепции "свободной причины" немецкого философа и природоисследователя Иммануила Канта, в которой причина определяется как "условие того, что дергается ", а гипотетическим началом причинового ряда есть

· на толковании немецкого философа Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831) об causa sui, то есть о самопричинении, когда причина самодостаточно определяет себя через свое возвращение к ней самого действия;

· на концепции "продолжительности" французского философа Анри Бергсона (1859-1941).

Рис. 8. Субъектные формообразования свободной причинности как єдиномножинність четырех ипостасей Я, которые интегрированы в особую психологическую реальность - causa sui (зав.А. Петровським).

свобода как "безусловное причинение причины в явлении";

В результате анализа В. А. Петровський предлагает модель свободного причинения (рис.

8)

, которая развивает идею Я как causa sui путем осмысления четырех граней Я, каждая из которых реализует в себе одну из известных аристотелевских причин и одновременно могла бы быть отнесена к рангу "причины себя".

Ця модель служит своеобразной исходной точкой теоретического анализа проблемы самосоздания Я-концепции, поскольку признание самозумовлення в психологии дает возможность обосновать не только идею самодвижения и саморазвития личности, когда развитие происходит во внутреннем пространстве связей с другими людьми, а и социально-психологическим механизмом самосоздания Я через внутреннюю встречу в сфере самосознания витакультурних форм активности (поведение, деятельность, общение, поступки) и образов субъективной реальности (субъект, личность, индивидуальность, универсум). Именно под этим углом зрения реинтерпретируем модель русского психолога.

Страницы: 1 2 3


Общение со взрослыми и его влияние на становление личности подростка. Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новы ...

Психокоррекционные возможности сказкотерапии. Возрастная динамика использования психокоррекционно-развивающих функций народных сказок.
Как мы уже говорили, сказкотерапия удобна в работе с людьми разного возраста. Следует подробнее остановиться на специфичности применения сказки на разных возрастных этапах. В преднатальный, натальный и постнатальный период (до 3 лет) рекомендуется использование распевного, плавного чтения сказок с убаюкивающей интонацией, способной успо ...

Ценности.
Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними. Личностные ценности — ...