Я-концепция в структуре интегральной субъектностиСтраница 1
Я занимает особое место среди других психических реалий. Эмпирически понятие "Я" соотносительно с такими психологическими категориями, как "мотив", "деятельность", "образ мира".
По мнению русского психолога Анатолия Зелинченко, в профессиональном использовании Я имеет несколько значений:
· в системе представлений человека о себе (Я-образ или Я-концепция);
· в психической форме самоидентификации, которая обнаруживает отличие личности от окружающего мира и других людей;
· представление человека о своих чувствах, поступках, нуждах, целях, желаниях, мыслях, поведениии, отношении и т.п. в процессе самовосприятия себя как субъекта психической жизнедеятельности;
· то, что остается в психике неизменным, несмотря на развитие;
· "человек в человеке" ("хозяин"), который ответственный за его жизнь и контролирует поведение, мысли и т.п.;
· "ядро ", в котором сосредоточенна сущность человека.
Обобщение этих значений показывает, что Я - это своеобразный центр управления поведением, деятельностью, общением и поступками человека, т.е. "внутренний хозяин", который в академической психологии получил название "личность". Быть личностью - означает быть суб 'єктом деятельности и самосознания.
Главная характеристика личности ее субъектность ("Кто не активный, тот обезличен"). Вот почему Я, сутнісно схарактеризовуючи личность, имеет широкое функциональное поле субъектного формовыявления: и как содержательно-динамический аспект самосознания субъекта, и как личностное ядро, которое сосредоточивает жизненную энергию центральных представлений и мотивов и обнаруживает ее в спонтанной активности, и как наивышее и самое сложное интегральное образование духовного мира человека, и как источник действий, т.е. реальных изменений, которых он добился в жизни окружающих и в самом себе, и как своеобразный интеграл образов его субъективной реальности. Так вот, на убеждение русского психолога Владимира Петровського, Я всегда имеет собственную "динамику индивида", характеризуется самоизменяемостью как "causa sui" ("причина себя) и вследствие этого имеет феноменологию субъективности.
Субъективность
- социальный, действено-перевоплощаемый способ существования человека.
Теория субъективности личности В. А. Петровського является исключительно интересной в психологическом обосновании идеей свободного причинения (т.е. возможности самопроизвольно начать причинно-следственный ряд). Последняя концептуально основывается на началах известных в науке теорсистем:
· на учении древнегреческого философа Стагирита Аристотеля (384-322г. до н.э.) о четырех причинах (материальную, формальную, деятельную и целевую), а также на мысли об "возвращении причины к самой себе";
· на концепции "свободной причины" немецкого философа и природоисследователя Иммануила Канта, в которой причина определяется как "условие того, что дергается ", а гипотетическим началом причинового ряда есть
· на толковании немецкого философа Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831) об causa sui, то есть о самопричинении, когда причина самодостаточно определяет себя через свое возвращение к ней самого действия;
· на концепции "продолжительности" французского философа Анри Бергсона (1859-1941).
Рис. 8. Субъектные формообразования свободной причинности как єдиномножинність четырех ипостасей Я, которые интегрированы в особую психологическую реальность - causa sui (зав.А. Петровським).
свобода как "безусловное причинение причины в явлении";
В результате анализа В. А. Петровський предлагает модель свободного причинения (рис.
8)
, которая развивает идею Я как causa sui путем осмысления четырех граней Я, каждая из которых реализует в себе одну из известных аристотелевских причин и одновременно могла бы быть отнесена к рангу "причины себя".
Ця модель служит своеобразной исходной точкой теоретического анализа проблемы самосоздания Я-концепции, поскольку признание самозумовлення в психологии дает возможность обосновать не только идею самодвижения и саморазвития личности, когда развитие происходит во внутреннем пространстве связей с другими людьми, а и социально-психологическим механизмом самосоздания Я через внутреннюю встречу в сфере самосознания витакультурних форм активности (поведение, деятельность, общение, поступки) и образов субъективной реальности (субъект, личность, индивидуальность, универсум). Именно под этим углом зрения реинтерпретируем модель русского психолога.
Психологические особенности адаптации как психолого-педагогического явления. Современные подходы к изучению адаптации как
психолого-педагогического явления
Термин «адаптация»
происходит от позднелатинского adaptatio-прилаживание, приспособление. Он был впервые введён Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термин ...
Оценка общего уровня здоровья студентов 1-3 курсов
На основании анализа результатов опросника ООУЗ были получены следующие показатели, характеризующие уровень здоровья по двенадцати синдромам: астенический, невротический, истероподобный, психастенический, патохарактерологический, цереброастенический, ЛОР, ЖКТ, сердечно-сосудистый, анемический, аллергический, вегето-сосудистой дистонии ( ...
Определение влияния экстремальной среды на экологическое сознание
военнослужащих
Для того, чтобы проверить гипотезу, поставленную в данном исследовании, необходимо использовать математический метод корреляции Пирсона который позволяет определить взаимосвязь между различными исследуемыми признаками, проведенными на одной и той же выборке.
Таблица 9. Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе
Ш ...