Я-концепция в структуре интегральной субъектности
Страница 1

Информация » Субъектный контекст Я-концепции » Я-концепция в структуре интегральной субъектности

Я занимает особое место среди других психических реалий. Эмпирически понятие "Я" соотносительно с такими психологическими категориями, как "мотив", "деятельность", "образ мира".

По мнению русского психолога Анатолия Зелинченко, в профессиональном использовании Я имеет несколько значений:

· в системе представлений человека о себе (Я-образ или Я-концепция);

· в психической форме самоидентификации, которая обнаруживает отличие личности от окружающего мира и других людей;

· представление человека о своих чувствах, поступках, нуждах, целях, желаниях, мыслях, поведениии, отношении и т.п. в процессе самовосприятия себя как субъекта психической жизнедеятельности;

· то, что остается в психике неизменным, несмотря на развитие;

· "человек в человеке" ("хозяин"), который ответственный за его жизнь и контролирует поведение, мысли и т.п.;

· "ядро ", в котором сосредоточенна сущность человека.

Обобщение этих значений показывает, что Я - это своеобразный центр управления поведением, деятельностью, общением и поступками человека, т.е. "внутренний хозяин", который в академической психологии получил название "личность". Быть личностью - означает быть суб 'єктом деятельности и самосознания.

Главная характеристика личности ее субъектность ("Кто не активный, тот обезличен"). Вот почему Я, сутнісно схарактеризовуючи личность, имеет широкое функциональное поле субъектного формовыявления: и как содержательно-динамический аспект самосознания субъекта, и как личностное ядро, которое сосредоточивает жизненную энергию центральных представлений и мотивов и обнаруживает ее в спонтанной активности, и как наивышее и самое сложное интегральное образование духовного мира человека, и как источник действий, т.е. реальных изменений, которых он добился в жизни окружающих и в самом себе, и как своеобразный интеграл образов его субъективной реальности. Так вот, на убеждение русского психолога Владимира Петровського, Я всегда имеет собственную "динамику индивида", характеризуется самоизменяемостью как "causa sui" ("причина себя) и вследствие этого имеет феноменологию субъективности.

Субъективность

- социальный, действено-перевоплощаемый способ существования человека.

Теория субъективности личности В. А. Петровського является исключительно интересной в психологическом обосновании идеей свободного причинения (т.е. возможности самопроизвольно начать причинно-следственный ряд). Последняя концептуально основывается на началах известных в науке теорсистем:

· на учении древнегреческого философа Стагирита Аристотеля (384-322г. до н.э.) о четырех причинах (материальную, формальную, деятельную и целевую), а также на мысли об "возвращении причины к самой себе";

· на концепции "свободной причины" немецкого философа и природоисследователя Иммануила Канта, в которой причина определяется как "условие того, что дергается ", а гипотетическим началом причинового ряда есть

· на толковании немецкого философа Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831) об causa sui, то есть о самопричинении, когда причина самодостаточно определяет себя через свое возвращение к ней самого действия;

· на концепции "продолжительности" французского философа Анри Бергсона (1859-1941).

Рис. 8. Субъектные формообразования свободной причинности как єдиномножинність четырех ипостасей Я, которые интегрированы в особую психологическую реальность - causa sui (зав.А. Петровським).

свобода как "безусловное причинение причины в явлении";

В результате анализа В. А. Петровський предлагает модель свободного причинения (рис.

8)

, которая развивает идею Я как causa sui путем осмысления четырех граней Я, каждая из которых реализует в себе одну из известных аристотелевских причин и одновременно могла бы быть отнесена к рангу "причины себя".

Ця модель служит своеобразной исходной точкой теоретического анализа проблемы самосоздания Я-концепции, поскольку признание самозумовлення в психологии дает возможность обосновать не только идею самодвижения и саморазвития личности, когда развитие происходит во внутреннем пространстве связей с другими людьми, а и социально-психологическим механизмом самосоздания Я через внутреннюю встречу в сфере самосознания витакультурних форм активности (поведение, деятельность, общение, поступки) и образов субъективной реальности (субъект, личность, индивидуальность, универсум). Именно под этим углом зрения реинтерпретируем модель русского психолога.

Страницы: 1 2 3


Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса
В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции – «эустрессом»[7]. В 1936 году в журнале «Nature» канадский физиолог Ганс Селье опубликовал короткое сообщение под назван ...

Приложения
Приложение 1. КАРТА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ГРУППЫ РИСКА". 1. Учреждение, где проводится обследование 2. Дата: РАЗДЕЛ 0 (общие данные) 3. Пол: м/ж ФИО 4. ВозрастДата рождения 5. Адрес 6. 1 группа здоровые дети, в услов. сем. депривации 7. 2 группа дети с орган. предиспозицией,в услов. с ...

Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение. Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характерис ...