Методы саморегуляции психического состояния при стрессе. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
Страница 1

Информация » Стресс как причина психосоматических заболеваний » Методы саморегуляции психического состояния при стрессе. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения

Далее представлены основные методики и упражняя, являющиеся эффективными средствами профилактики и коррекции расстройств, связанных с воздействием стрессоров.

1) Преодоление чувства

страха.

Справиться с чувством страха помогает несложный аутотренинг, ко­торый может применить любой человек при развитии чувства страха.

1. Спросите себя, а что будет в худшем случае, если произойдет то, чего вы больше всего опасаетесь?

2. Приготовьтесь. Настройте себя психологически к худшему.

3. Подумайте, может быть, это не так страшно, и можно преодолеть. В критической ситуации рекомендуется задать самому себе сле­дующие вопросы:

• Что происходит со мной в данный момент?

• Что я сейчас делаю?

• О чем я думаю?

• Что я чувствую?

• Как я дышу?

• А что же я, собственно, должен делать?

Самонаблюдение - метод, с помощью которого можно ов­ладеть своими мыслями, чувствами и эмоциями. Индивидуум как бы состав­ляет альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанный нейтраль­ной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях.

Индивидуум должен просто наблюдать, не критиковать, не осуждать. Иначе, человек не сможет видеть себя таким, какой он есть на самом деле.

Произвольная регуляция дыхания.

Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого человек сознательно контролирует число дыхательных движений.

Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных дви­жений, является самым древним из известных методов борьбы со стрес­сом. Он используется в течение тысячелетий для снижения чувства трево­ги и для того, чтобы способствовать достижению состояния релаксации.

Существует три основных типа дыхания. Они получили название и различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл: ключичное, грудное и диафрагмальное. Ключичное дыхание является самым коротким и поверхностным из всех трех типов, которое происходит при обычном дыхательной процессе. Грудное дыха­ние представляет собой более глубокое дыхание при нем вдыхается боль­шое количество воздуха, большее количество альвеол наполняется возду­хом и легочные доли расширяются сильнее. При этом типе дыхания на­блюдается большее расширение грудной клетки, за которым следует поднятие ключиц на вдохе. Грудное дыхание представляет собой наиболее часто встречающийся тип дыхания. Диафрагмальное дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При этом типе дыхания вдыхается больше всего воздуха, в дыхательное процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких. Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания. Именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого в борьбе с чрезмерным стрессом.

Рациональная психотерапия -

психологическое убеждение и формирование правильного понимания причин временного ухудшения психофизиологического состояния индивидуумов. Рациональная психотерапия характеризуется относительно дирек­тивным подходом с привлечением авторитета врача, его опыта и знаний, а также методик убеждения, разъяснения и ободрения военнослужащих.

Групповая рациональная психотерапия (группа 15-20 человек) может осуществляться в любых приспособленных для этого помещениях или на открытом воздухе (если это позволяют погодные условия). Ориентировочное время одной беседы 35-40 минут.

При проведении рациональной психотерапии психолог должен уве­ренным тоном, толково и доходчиво объяснить с позиции учения о высшей нервной деятельности, учения об эмоциональном стрессе и других учении причины и механизм возникновения невротических симптомов и наблюдаемых психосоматических изменений у лиц. Как правило, одной беседы бывает вполне достаточно, чтобы успокоить слушателей, которые начинают понимать, что с ними не случилось какой-то особой непонятной болезни, а происходит совершенно-естественная и обратимая физиологическая реакция на ситуацию стресса.

Страницы: 1 2 3 4


Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения мотивация обучения сильно снижается или совсем пропадает практически у всех детей, и они часто продо ...

Программа деятельности социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе
Анализ итогов диагностики склонности к проявлению ксенофобии и ее причин у подростков дали возможность разработать программу социально-педагогического просвещения, способствующую преодолению подростковой ксенофобии и воспитанию толерантного поведения у учащихся. Исходя из всего вышесказанного, нами была разработана Программа социально- ...

Сознание и проблема возникновения самосознания
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики , ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и ...