Адаптация к новым условиям жизни

При поступлении студента в вуз, происходят значительные изменения в условиях его жизни. Сформированный за 11 лет привычный уклад учебного процесса кардинально меняется и возникает необходимость мириться с произошедшими изменениями и привыкать к ним. К каким же условиям приходиться адаптироваться первокурсникам?

Во-первых, новый маршрут до места учебы. Если школа чаще всего находиться недалеко от места проживания учащегося и до неё можно дойти пешком, то до вуза, как правило, приходиться преодолевать более тяжелый путь. Этот путь может включать в себя поездки на автобусах, метро, электричках и снова автобусах, а ещё и пешком пройтись придется. К тому же, время, затрачиваемое на преодоление маршрута до вуза, значительно отличается от времени затрачиваемого на прогулку до школы. А ведь после окончания пар придется опять повторять весь пройденный маршрут, только в обратном порядке. И так каждый раз. Кроме того, не избежать и дополнительных финансовых затрат на проездные.

Во-вторых, расписание и продолжительность пар. За 11 лет учащийся привык к тому, что уроки начинаются с самого утра, т.е. с первого урока, далее проходит установленное количество уроков и во второй половине дня он свободен. А поступив в вуз, студент сталкивается с непривычной для него расстановкой пар. Ведь учебный день может начинаться как с первой пары, так и с третьей или четвертой, и заканчиваться они могут как в 12 часов утра, так и в 5-7 часов вечера. Привычные уроки по 40 минут тоже остаются в прошлом. На смену им приходят пары по полтора часа (1,25минут). А это в два раза длинней, чем обычный школьный урок. И к такой смене привычного уклада учебного дня тоже нелегко привыкнуть.

Но тяжелее всего приходиться иногородним студентам, которым не только приходиться адаптироваться ко всем стандартным изменениям в условиях их жизни, связанных с поступлением в вуз, так ещё перед ними возникает непростая проблема проживания в студенческом общежитии или в снимаемой квартире (комнате).

С момента поселения студента в общежитие у него начинается "испытание свободой". Уехав от родителей, студент получает полную свободу, практически безграничную, можно делать что угодно: иди, куда хочешь, гуляй, где и с кем хочешь, и за твоей учебной деятельностью тоже следить никто не будет - такая вольность опьяняет. Но ведь свобода - это и самостоятельность. Самостоятельность как обязанность самому о себе позаботиться.

Здесь человек учится самостоятельности в широком понимании этого слова. Ведь рядом нет ни родителей, ни привычной обстановки. И не остается другого выхода, как самому принимать решения по тому или иному случаю и быть ответственным за эти решения. Самому отвечать за поступки, слова и действия. Самому выстраивать отношения с новыми людьми: как правило, комнаты комплектуют без учета личностных качеств человека, без учета его темперамента и характера. Надо жить в одной комнате с людьми, о существовании которых ты никогда и не подозревал, налаживать с ними контакт, выстраивать отношения. Не зря говорят: общение - это одно, а жизнь под одной крышей - совершенно другое. Ведь все мы разные, каждый создает свой микроклимат, у каждого свои привычки и особенности: свое понимание порядка, выстраивание личной жизни, по-своему готовит, убирает и все остальное.

А когда заканчиваются припасы еды, привезенные из дома, да и деньги, потраченные на ветер, появляется паника: ведь поддержки ждать неоткуда. Родители далеко, и не сможешь просто зайти домой и съесть то, что приготовила мама. Тут начинается бремя испытаний. Оно включает в себя и подсчет денег, и первые утомительные (с непривычки) стирки, и первые муки на кухне, когда уже живот начинает болеть от того, что не ел давно, а у тебя ничего не получается. Такая ситуация очень сильно давит на нервы. Но со временем ко всему приспосабливаешься и привыкаешь. А когда, после тяжелых трудовых будней тесная компания собирается вечером в комнате с гитарой и все весело общаются все проблемы отходят на второй план.


Обработка результатов
Полученные баллы по тесту Элерса обрабатывались в соответствии с ключом методики, подразумевающую оценку 32 из предложенных 41 высказываний. Ответы ключа разделены по принципу да\нет. При совпадении данного испытуемым ответа с ключом, начислялся один бал, что означает мотивацию достижения успеха. Затем, баллы совпадающих с ключом вопрос ...

Понятие внимания
Внимание не является процессом отражения действительности как ощущение, восприятие, воображение и мышление. Оно представляет собой одну из сторон психологической деятельности – ее динамику. Внимание повышает эффективность соответствующей психологической деятельности. Оно выражается в более ясном и отчетливом протекании психических дейс ...

Результаты исследования и их обсуждение
Исследование проводилось на в СОШ №122 г. Гомеля. В качестве испытуемых выступали школьники в возрасте от 13 до 18 лет. Всего было обследовано 150 человек, из них 75 юношей и 75 девушек. Обработку данных проводили с дифференцировкой по видам памяти, полу, возрасту в учебное время и во время каникул. Дополнительно был проведен у 40 школ ...